Татьяна Плоткина
Конспект занятия «Зимние игры-забавы на картинах русских художников» из цикла «Галерея шедевров»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Тема: «Зимние игры-забавы на картинах русских художников».
Задачи:
1. Познакомить детей с зимними развлечениями наших предков.
2. Прививать интерес к творчеству русских художников.
3. Познакомить дошкольников с историей создания картины.
4. Обогащать словарный запас детей словами: подлинник, Санкт-Петербург, всадник, вороной (конь, тулуп, сани, Сибирь, Красноярск.
Оборудование: репродукция картины, фотографии празднования Масленицы
Публикация «Конспект занятия „Зимние игры-забавы на картинах русских художников“ из цикла „Галерея шедевров“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
в детском саду, интерактивная доска, запись песен «Масле-
ница», «Пришла к нам Масленица», листы бумаги, портрет
Сурикова.
Предварительная работа:
1. Познакомить детей с народными играми-забавами.
2. Рассмотреть с детьми репродукции исторических картин В. И Сурикова.
3. Построить на участке снежную крепость.
4. Игра в снежки на участке.
5. Заучивание с детьми стихотворения по картине.
6. Сделать выставку фотографий празднования Масленицы в детском саду.
Ход занятия:
Восп-ль: - Сегодня к нам в гости пожаловала ещё одна картина русского художника, а вернее, её репродукция. А вы помните, что обозначает это слово, что такое репродукция?
Дети: - Это изображение картины, её фотография.
Восп-ль: - Правильно! А сама картина, её подлинник, находится в Русском музее в городе Санкт-Петербурге. Написал её великий русский художник Василий Иванович Суриков. Давайте повторим это замечательное имя.
(Дети поочерёдно повторяют имя и фамилию художника).
Восп-ль: - Картина Сурикова называется «Взятие снежного городка». На ней художник Суриков изобразил старинную народную забаву на Масленицу.
А вы помните, что это за праздник?
Дети : - Это проводы зимы, встреча весны, народные гуляния.
Восп-ль: - Давайте вспомним, как мы отмечали этот праздник, провожали зиму в нашем родном садике. Что мы делали?
Дети: - Мы играли, соревновались, встречали гостей, смотрели весёлое представление, ели блины.
Восп-ль: - Вот какие весёлые, яркие фотографии сохранились у нас с этого праздника. Мы сделали из них выставку. Давайте рассмотрим эти фотографии, окунёмся в атмосферу озорного праздника Масленицы.
(Звучит весё лая музыка: песни «Пришла к нам Масленица», «Масленица». Дети с воспитателем рассматривают фотографии праздника, помещённые на доске, узнают и называют его участников.)
Восп-ль: - И на картине Сурикова мы видим такие же радостные, сияющие лица. Художник изобразил старинную народную игру на Масленицу: «Взятие снежного городка» и дал своей картине такое же название.
Для этой игры строили снежную крепость и другие постройки из снега и льда. Участники зимней забавы делились на два лагеря: одни защищали крепость, а другие атаковали её, пытались разрушить. Игра продолжалась до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.
А давайте представим, как мы бы стали оборонять снежный городок.
Организационный момент: игра «Защитим крепость».
Восп-ль: - На нашу крепость нападают! Забросаем захватчиков снежками!
( Дети имитируют действия: лепят и бросают снежки).
Восп-ль: - Появились атакующие всадники на конях. Давайте остановим их. Будем размахивать руками, как будто в них ветки, отпугивать коней.
(Дети размахивают руками)
Восп-ль: - Усилим нашу защиту: будем бросать снежки и размахивать ветками! (Дети выполняют задание)
Восп-ль: - Молодцы! Отлично! Атака отбита, но впереди нас ждут новые приключения! Ну а теперь, садитесь. Посмотрим, как развиваются события на картине, кто побеждает. Какой момент игры изобразил художник Суриков?
Дети: - Всадник на чёрном коне атакует снежный городок, защитники отбиваются ветками. Всаднику удалось пробиться, он разрушил крепость. Нападающие победили!
Восп-ль: - Скажите, а защитники крепости расстроены, что победа ушла от них?
Дети: - Нет, они радостно улыбаются, смеются!
Восп-ль: - Ну, конечно, ведь это игра. Здесь все должны радоваться! Неважно, кому достанется победа.
Восп-ль: - Обратите внимание, как много народу собралось посмотреть на игру. Это зрители. Опишите мне их, пожалуйста, как они выглядят, где стоят, с какой стороны находятся от участников игры, как себя ведут.
Восп-ль: - Слева стоят дети. Они одеты в шубки, тулупы, тёплые шапки, платки. Они радостно наблюдают за игрой, смеются, весело кричат, подбадривают играющих. На переднем плане, слева, дровни с седоком, который приветствует всадника на вороном коне, подняв руку с кнутом.
Восп-ль: - А что мы видим в правой стороне картины на переднем плане (вблизи от нас?
Дети: - В правой стороне картины мы видим сани, покрытые нарядным ковром. Люди в санях наблюдают с радостным интересом за взятием крепости.
Восп-ль: - Я вам открою маленький секрет: в санях, лицом к нам, в шапке-ушанке изображён Александр Иванович Суриков. Это он уговорил художника, своего родного брата, принять участие в масленичной игре в их родном городе Красноярске и написать картину об этой старинной зимней забаве. А как вы думаете, какую погоду изобразил художник : крепкий морозец, или совсем слабый?
Дети: - На улице крепкий мороз! Люди очень тепло одеты, щёки их разрумянились.
Восп-ль: - Молодцы! Вы очень наблюдательные, внимательные, поэтому картина открывает вам свои секреты. А вы можете в благодарность прочитать стихи, посвящённые этой картине. (Дети читают стихи по картине).
Восп-ль: - А давайте и мы с вами сделаем свою крепость. У вас на столах листы бумаги. Из них мы сделаем «снежные комки». А почему мы не можем слепить их здесь из снега?
Дети: - Снег в тепле тает!
Восп-ль: - Верно! Итак, берём лист бумаги, сминаем, мнём сильно в руках, формируя шарик-снежок. (Дети «лепят снежки»)
Восп-ль: - Ну, а теперь, подойдём к столику и при помощи двухстороннего скотча, слепим нашу игрушечную крепость.
(Дети приклеивают комки из бумаги друг к другу под весёлую музыку песни «Масленица»).
Восп-ль: - Ну а на прощанье, давайте вспомним, как называется картина, с которой мы сегодня подружились?
Дети: - Картина называется «Взятие снежного городка».
Восп-ль: - Назовите мне автора картины, великого русского художника, который родился в Сибири, в городе Красноярске.
Дети: - Картину написал художник Василий Суриков.
Восп-ль: Молодцы! Мы запомним это имя. С картинами этого великого мастера мы повстречаемся в Третьяковской галерее.
Стихотворение по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Румяные щёки, глазёнки горят,
Какой чудный праздник зимой у ребят!
Построена крепость из снежных комов,
И каждый её защищать здесь готов!
Вот ветками машут мальчишки гурьбой,
Готовы вступить они в шуточный бой!
Кто сможет в их город из снега попасть,
От чьей же руки этой крепости пасть?
Нашёлся смельчак на коне вороном,
Сумел он прорваться в порыве одном.
Разрушена крепость, и слышится смех,
Искрится, блистает на солнышке снег.
Художник на празднике том побывал,
Картину чудесную нам написал.
Т. Ю. Плоткина