Жанна Радаева
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема занятия : составление описательного рассказа о зиме с помощью картинок-схем
Образовательная технология: мнемотехника (Л. Н. Ефименкова)
Цель: составление описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста через мнемотехнику в речевом развитии
Задачи:
- обобщать и систематизировать представления детей о зиме, о её признаках;
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- формировать умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемоквадраты и мнемодорожки;
- способствовать развитию связной речи;
- прививать умения работать в коллективе, слушать друг друга, педагога и отвечать на вопросы
Образовательная область: речевое развитие
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная
Предварительная работа: беседы о зиме, её признаках, зимних забавах, рассматривание картин, наблюдение за погодой на прогулках, знакомство со схематичными изображениями
Предполагаемый результат: появится умение детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотехнику; пополнение и активизация словаря; совершенствование связной речи
Материал/ Оборудование: опорные схемы для составления описательных рассказов по теме, снежинки, магнитная доска (2 шт., картинки с изображением снеговика и зайчика (по количеству детей, посылка (сборник-альбом рассказов и письмо, картинки-схемы для приклеивания в сборник-альбом, клей-карандаш (по количеству детей)
1. Мотивационно-побудительный этап 2-3 мин.
Организационный момент
Воспитатель собирает детей вокруг себя
- Ребята, сегодня, придя в детский сад, я обнаружила перед дверью нашей группы посылку. На ней написано «Детский сад №. Группа «.». Как вы думаете от кого она? Давайте откроем.
Воспитатель открывает бандероль и достаёт письмо.
- Письмо. Мы его прочитаем и поймём от кого же оно.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я. (Зима)
У меня случилось несчастье. Я собрала много рассказов о себе в альбом и вдруг обнаружила, что несколько рассказов исчезли со страниц. Пожалуйста, помогите. Рассказы рассыпались на предложения, которые превратились в снежинки и разлетелись. Соберите эти снежинки и составьте рассказы. Я высылаю вам свой альбом, в который вы должны вклеить схемы рассказов. Зимушка-зима»
Воспитатель достаёт альбом, на котором написано «Рассказы о зиме»
- Поможем Зимушке-Зиме: составим рассказы по схемам и вклеим их в альбом?
2. Основной этап 20 мин.
- Ребята, четыре страницы чистые, значит сколько нам нужно составить рассказов?
Чтобы справиться с этим заданием, я предлагаю разделиться на 2-е команды, для этого возьмите со стола по одной карточке.
Формируются 2-е команды: снеговики и зайчики.
- Ребята, помните, Зимушка-зима сказала, что предложения превратились в снежинки.
Воспитатель обращает внимание на ширмы со снежинками.
- Смотрите, у нас в группе появилось много снежинок. Может это те самые снежинки.
- Ребята, каждая команда подходит и берёт равное количество снежинок, «размораживает» их, достав картинки-схемы и составляет по 2-а рассказа.
Но сначала я хочу, чтобы вы вспомнили, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года?
Проводится д/игра «Какой? Какая? Какие?»
Затем воспитатель напоминает командам задание: составить по 2-а рассказа.
- В своих рассказах можете использовать слова, которые подбирали о зиме, о погоде, о снеге.
Ребята, я тоже хочу составить рассказ о зиме по схемам. Сначала расскажу я, а потом вы.
Воспитатель рассказывает свой рассказ, используя схемы.
- Я вижу вы готовы, но перед тем, как вы начнёте рассказывать подготовим речевой аппарат.
Скороговорка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Дети читают скороговорку
Дети составляют рассказы о зиме, используя картинки-схемы
Воспитатель предлагает рассказать свои рассказы по схемам.
Дети, по очереди (по одной картинке каждый ребёнок, рассказывают рассказы, используя схемы.
4 рассказа детей.
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок,
Он превратится в снежный ком
И станет он снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка,
Увы, и нет снеговика.
Дети выполняют движения согласно тексту
- Ребята, рассказы мы составили. А что ещё просила Зимушка-зима чтобы мы сделали?
Воспитатель предлагает вклеить схемы в альбом
Дети размещают картинки-схемы в альбом
3. Рефлексивный этап 2-3 мин.
Ребята, наше занятие подошло к концу.
- Вспомните, что мы делали?
- Кому помогали? О чём придумывали рассказы?
Зимушка-зима будет рада вашим рассказам. Всем большое спасибо.
Альбом вкладывается в конверт с пояснениями, что его отошлют обратно Зимушке-зиме
Дети отвечают на вопросы педагога