Елена Токарева
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с понятием «транспорт», учить детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.
2. Расширять объём словаря, закреплять грамматические навыки.
3. Развивать речемыслительную деятельность, внимание, умение обосновывать свои суждения, выслушивать ответы друг друга до конца.
4. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства.
5. Развитие фонематического восприятия.
Демонстрационный материал:
1. фланелеграф;
2. домик поросят;
3. три поросёнка;
4. видеозапись наземного транспорта;
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
5. аудиозапись к разминке язычка;
6. аудиозапись к игре;
7. три обруча;
8. картинки к игре «Четвёртый лишний».
Раздаточный материал:
1. картинки с транспортом;
2. рабочие тетради;
3. карандаши;
4. эмблемы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: В 930 по режиму
Есть занятие у нас,
Чем мы будем заниматься,
Кто ответит мне сейчас?
Дети: Занятие по развитию речи. Будем разговаривать, беседовать друг с другом, играть…
Воспитатель: Тогда не будем терять время.
Воспитатель: Ребята, вы узнаете, чей это домик?
Дети: Это домик трёх поросят.
Воспитатель: Давайте вспомним их имена.
Дети: Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.
Воспитатель: Ваши знакомые друзья приглашают вас в путешествие (выдаю приглашение, но не пешком, а вы должны догадаться, на чём любит путешествовать каждый из поросят! Послушайте их загадки.
Читаю загадки от поросят.
1. Загадка от Наф-Нафа. 2. Загадка от Нуф-Нуфа.
Была телега у меня, Железная птица
Да только не было коня, В небе кружится,
И вдруг она заржала, По сигналу пилота
Заржала – побежала. На землю садится. (Самолёт)
Глядите, побежала
Телега без коня! (Машина)
3. Загадка от Ниф-Нифа.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошёл! (Пароход)
Воспитатель: Ребята, кто из вас запомнил какой любимый вид транспорта у Наф-Нафа? Ниф-Нифа? Нуф-Нуфа?
Дети: У Наф-Нафа - машина, у Нуф-Нуфа - самолёт, у Ниф-Нифа - пароход.
Воспитатель: Как одним словом назвать все эти средства передвижения?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Зачем нужен транспорт?
Дети: Транспорт нужен для того, чтобы перевозить людей и грузы.
Воспитатель: Каким бывает транспорт?
Дети: Транспорт бывает наземным, воздушным, водным.
Воспитатель: Почему транспорт называют наземным (воздушным, водным?
Дети: Транспорт называют наземным, потому что он перемещается по земле (воздуху, воде).
Воспитатель: Назовите воздушный транспорт?
Дети: Самолет, вертолёт, воздушный шар…
Воспитатель: Назовите водный транспорт?
Дети: Корабль, пароход, лодка, катер…
2. Игра «Назови правильно»
Воспитатель: Наф-Наф хочет с вами поиграть в игру, которая называется «Назови наземный транспорт правильно», сейчас вам надо разбиться на пары и подойти к «волшебному экрану». Те, кто стоит слева – шаг влево, те, кто справа – шаг вправо. Получились две команды, которые поочереди будут называть название транспорта.
Дети называют транспорт.
Воспитатель: А теперь Нуф-Нуф зовёт вас немного размять язычки и щёчки.
3. Игра «Разминка язычка»
1) «Мороженое»,
2) «Качели»,
3) «Трубочка-улыбка»,
4) «Пузыри»,
5) «Мячик».
Включаю аудиозапись.
4. Игра «Подели на слоги»
Воспитатель: Ребята, а ваши друзья Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф принесли на занятие свои любимые игрушки и хотят, чтобы вы отгадали, где, чья игрушка.
Дети: Машина это любимая игрушка Наф-Нафа, потому что он любит путешествовать наземным транспортом.
Воспитатель: Кто управляет машиной?
Дети: Машиной управляет водитель или шофёр.
Дети: Самолёт это любимая игрушка Нуф-Нуфа, потому что он любит путешествовать воздушным транспортом.
Воспитатель: Кто управляет самолётом?
Дети: Самолётом управляет пилот или лётчик.
Дети: Пароход это любимая игрушка Ниф-Нифа, потому что он любит путешествовать водным транспортом.
Воспитатель: Кто управляет пароходом?
Дети: Пароходом управляет капитан.
Воспитатель: Поросята интересуются, а сможете ли вы поделить названия их любимых игрушек на слоги?
Дети: Ма-ши-на, са-мо-лёт, па-ра-ход.
Воспитатель: Вы, наверное, устали стоять? Давайте продолжим наш разговор о транспорте за столами.
Обращаю внимание на осанку.
Ноги стоят,
Руки лежат.
Локти у края,
А спина прямая.
5. Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Сели ровно, открыли тетради по закладке, нашли подобное задание как на доске. Вам нужно в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание выполняете самостоятельно, а Леру и Диану я приглашаю к доске.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель: Кто согласен с девочками, хлопните один раз в ладоши. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьтесь.
6. Игра «Составьте правильно предложение»
Воспитатель: Поросята приготовили очередное задание для вас. Вам нужно прослушать слова и правильно составить предложение.
Включаю аудиозапись
Мотоцикл – мчится – дорога;
Вертолёт – небо – летит;
Лодка – река – плывёт.
Воспитатель: А давайте сделаем эти предложения большими и красивыми.
Дети: Составляют предложения.
Воспитатель: Друзья хотят поиграть с вами в игру, которая называется «Земля – воздух – вода» и приглашают вас выйти на ковер.
7. Игра «Земля – воздух – вода»
Воспитатель: Вы все спрашивали у меня, что за эмблемы у вас на груди. Пора открыть секрет. Это эмблемы, которые помогут сыграть в эту игру. Посмотрите друг на друга и соберитесь в группы по своим эмблемам. А теперь каждая группа должна найти свой обруч. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда? Что означает облачко? (волны, дорога)
Необходимо найти на столе картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Приготовились? Гости помогают считать 1-2-3 начали.
Дети выполняют задание в группах.
Воспитатель: Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.
8. Игра «Логические задачки»
1. Летели по небу самолёт и поезд. Кто из них быстрее долетит?
2. Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
3. Плывут по морю катер и экскаватор, кто первым войдёт в порт?
9. Итог занятия
О чём мы сегодня говорили?
Вам понравилось путешествие?
Какое задание показалось вам самым интересным?
Какое задание вызвало у вас затруднение?
Что вы хотите сказать нашим гостям?
А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Агентство необычайных путешествий трёх поросят дарит вам свидетельство об окончании путешествия.
Выдаю свидетельство об окончании путешествия.