Августова Елена
Открытое занятие по развитию речи на лексическую тему «Водный мир. Рыбы» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по развитию речи на лексическую тему : «Водный мир. Рыбы»
для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовила учитель-логопед I категории Е. И. Августова
МАДОУ № 1 «Алёнка» г. Арамиль.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителях, об их образе жизни.
Задачи:
Речевое развитие :
• Побуждать детей давать полные ответы на вопросы логопеда.
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Познавательное развитие :
• Вызвать у детей познавательный интерес.
• Расширять у детей знания и представления о водных обитателях - рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
• Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).
• Закрепить математические понятия «больше», «меньше» во время проведения дидактической игры.
Социально - коммуникативное развитие :
• Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
• Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Художественно – эстетическое развитие :
• Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.
• Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К. Сен-Санса.
Физическое развитие :
• Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
• Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
I. Орг. момент
«Путешествие» (презентация слайд № 1 – 2).
Логопед. Здравствуйте дети и уважаемые гости. Я очень рада встрече с Вами. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на кораблике. Вы будете в роли исследователей. Ваша задача узнать много нового и интересного, так скоро наступит лето и многие из вас отправятся в настоящее путешествие по просторам нашей родины и знания, полученные на нашем занятии, помогут вам оценить всю красоту окружающей действительности.
Логопед. Ребята, а где может плавать кораблик? (по реке, по морю, по океану).
Логопед. Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде, и исследовать водных обитателей.
Пальчиковая гимнастика.
Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, – это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем поплыву.
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.
Дети прижимают обе ладошки, не соединяя большие пальцы. Имитируют движение лодочки.
Артикуляционная гимнастика (презентация слайд № 3).
Логопед. Дети, а вы знаете, что рыбки умеют разговаривать, только их никто не слышит. Давайте покажем, как рыбки разговаривают.
Артикуляционное упражнение «Рыбки разговаривают» – дети смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Дыхательная гимнастика «Рыбка дышит».
Логопед. Дышит рыба при помощи жабр кислородом, растворённым в воде. Покажем, как рыбки дышат.
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.
II. Основная часть занятия.
Логопед. Дети, давайте внимательно посмотрим на рыбку (презентация слайд № 4).
Логопед. У каждой рыбки есть вытянутое, длинное, покрытое чешуёй туловище.
Впереди голова, а сзади хвост. У рыбки всегда спинка сверху, а брюхо снизу. На спине, на брюшке и на хвосте есть плавники.
Логопед. А для чего рыбке нужны плавники?
Дети. Чтобы плавать.
Логопед. Чтобы двигаться. А хвост – это основной орган движения, он выполняет функцию руля, особенно при крутых поворотах.
Логопед. На голове у рыбки есть глаза. А зачем нам нужны глаза?
Дети. Чтобы видеть.
Логопед. Правильно, чтобы видеть. Рыбка видит глазами все вокруг себя, так же, как и мы с вами. А что ещё есть на голове у рыбки?
Дети. Рот.
Логопед. А для чего нужен рыбке рот?
Дети. Чтобы кушать и разговаривать.
Логопед. Правильно, так же как и нам с вами, для того чтобы кушать и разговаривать. Что любят кушать рыбки? (презентация слайд № 5).
Дети. Рыбки любят кушать водные растения, насекомых, червяков. Аквариумные рыбки – корм.
Логопед. Молодцы! Дети, а как называется человек, который ловит рыб? (презентация слайд № 6).
Дети. Рыбак.
Логопед. Рыбы бывают морские, живущие в море; речные, живущие в реке; аквариумные, живущие в аквариуме.
Логопед. Познакомимся с этими водными обитателями поближе.
РЕЧНЫЕ РЫБЫ.
Логопед. Речные рыбы живут в пресной воде – реках, озерах, прудах, каналах. Здесь встречается большое разнообразие рыб (презентация слайд № 7).
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
• Карась (слайд № 8).
• Щука (слайд № 9).
• Окунь (слайд № 10).
• Судак (слайд № 11).
• Карп (слайд № 12).
• Сом (слайд № 13).
МОРСКИЕ РЫБЫ.
Логопед. В морях и океанах обитают морские рыбы. Познакомимся с ними (презентация слайд № 14).
• Морская звезда (слайд № 15).
• Морской конек (слайд № 16).
• Морской ёж (слайд № 17).
• Дельфин (слайд № 18).
• Кит (слайд № 19).
• Акула (слайд № 20).
Логопед. А сейчас немного порезвимся и выполним физкультминутку.
Физкультминутка (презентация слайд № 21).
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке (присели, подпрыгнули головки к коленям - «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками).
Логопед. Все отдохнули. Продолжаем знакомиться с другими рыбками.
АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ.
Логопед. Рыбки бывают аквариумные. Где живут аквариумные рыбки?
Дети. В аквариуме (презентация слайд № 22).
Логопед. Правильно. Аквариумные рыбки живут в аквариуме. Познакомимся с некоторыми из них.
• Золотые рыбки (слайд № 23).
• Скалярии (слайд № 24).
• Гурами (слайд № 25).
• Меченосец (слайд № 26).
• Телескоп (слайд № 27).
Логопед. Дети, мы с вами много узнали про обитателей подводного мира. Сейчас поиграем в игру «Собери рыбку».
Дидактическая игра «Собери рыбку».
Дети «собирают рыбку под музыку К. Сен - Санса «Аквариум».
III. Подведение итогов. Релаксация (презентация слайд № 28 - 30).
Логопед. Сегодня на занятии все хорошо потрудились. Каждый из вас узнал много нового и интересного. Что больше вас привлекло и что понравилось? (ответы детей).
Кто из вас хочет в дальнейшем изучать прекрасный и такой загадочный подводный мир? (ответы детей). А может кто-то захочет нарисовать картину или сочинить сказку об обитателях водного царства? (ответы детей).
Водный мир – это сказка, помогающая нам поверить в чудо, успокоится, снять
напряжение и строить планы на будущее. На прощание я дарю вам вот эти золотые рыбки, сделанные своими руками. Спасибо за внимание!