Екатерина Селезнева
Открытое занятие по познавательному развитию «Почему день сменяется ночь»
▼ Скачать
Открытое занятие по познавательному развитию
Цель: рассказать и показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления дня и ночи.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей элементарные представления о причинах смены дня и ночи;
- знакомить с моделью Земли- глобусом, способами изучения природных явлений с использованием моделей;
- знакомить со способами фиксации полученной информации, формировать навыки схематизации;
Развивающие :
- актуализировать и дополнять знания о частях суток;
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию „Почему день сменяется ночь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- обогащать представления о наблюдении как способе познания,
- развивать познавательный интерес, формировать навыки исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- формировать умение работать в команде.
Интеграция образовательной области «Познавательное развитие» с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа
с детьми:
- дидактические игры «части суток»
- наблюдения за природными явлениями и их связь с приметами.
с педагогами: использование игр и упражнений, позитивно влияющих на эмоциональное самочувствие детей.
с родителями: закрепление знаний через игровое упражнение, домашнее задание.
Оборудование: игрушка – «Капелька»; глобус, карманный фонарик, игрушка липун, схематичное изображение проводимой демонстрации; магнитофон, видео мультфильм «Фиксики. Глобус.»
Дети входят в группу, здороваются.
–Воспитатель обращает внимание детей на то, что в гости к ним снова заглянула Капелька.
Воспитатель предлагает поздороваться с ней.
Упражнение "Поздоровайся по-разному".
В. Когда мы встречаемся, мы говорим друг другу «Здравствуй». А как можно поздороваться другими словами? Со взрослыми? С другими детьми?
А как можно поздороваться без слов? Можно поздороваться только руками (показать, можно поздороваться только глазами (показать, можно поздороваться всем телом – обняться. А на далеком севере живет народ, который здоровается - чем бы вы думали? – носами. А теперь каждый из вас поздоровается с капелькой любым способом. Кто хочет начать первый?
Каким способом тебе понравилось здороваться больше всего?
Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Капелька совсем не может понять «Почему наступает утро? Почему днем светло, а ночью темно? Почему солнце вечером прячется за горизонтом?»
Воспитатель предлагает ребятам ответить на вопросы капельки и высказать свои идеи.
В. Ребята, кажется, у нас в группе есть предметы некоторые могут помочь нам ответить на все вопросы Капельки, и проверить правильные ли предположения высказывали вы. Согласны попробовать?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, подготовленные для работы.
В. Ребята как называются эти предметы? Какой из них можно использовать как модель Земли, а какой- как модель Солнца? Как вы думаете можно с помощью этих предметов узнать, почему части суток сменяют друг друга?
Демонстрация работы модели «Земля и Солнце».
В. Дети, внимательно посмотрите на глобус, скажите, что на нем изображено?
Дети догадываются, что синем цветом обозначена вода (реки, озера, океаны, белым-льды.
В. Ребята, желтым и зеленым изображены равнины, коричневым-горы. Подумайте, как нужно расположить лампу, чтобы узнать, как солнце освещает землю?
Дети говорят свои предположения.
В. Смотрите, давайте в этом месте живем мы с вами (закрепляют игрушку на глобусе, сейчас мы с вами разместим включенную лампу на уровне экватора (это условная линия, пролегающая точно по центру нашей планеты, и именно она является самой длинной дорогой на Земле.)
Дети выполняют действия и комментируют увиденное (часть глобуса освещена, хорошо видно горы и моря)
В. На этой части Земли сейчас день. А что происходит в том месте, где наша игрушка?
Дети говорят, что там темно, поэтому там ночь.
В. Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы день настал на других участках Земли? А если я сейчас медленно поверну глобус, что вы видите?
Дети комментируют наблюдаемое (на тех участках Земли куда попадают лучи Солнца, наступает день, на другой стороне земного шара- ночь.
В. А сейчас предлагаю вам посмотреть видео мультфильм (просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Глобус»)
Дети комментируют видео.
В. Ребята давайте поиграем с вами в игру, которая называется «День и ночь». Когда звучит веселая музыка все игроки бегают - прыгают - веселятся, одним словом, двигаются. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Когда включается спокойная музыка, значит наступает ночь и в это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Воспитатель в этот момент следит, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил, и игрок выбывает из игры.
В. Что бы Капелька поняла и запомнила почему наступает утро, и почему ночью темно, я предлагаю вам нарисовать ей рисунки-схемы в подарок. Как вы думаете, что можно нарисовать? Как можно схематично изобразить Землю, а как Солнце? Как показать, что на стороне Земли, освещенной Солнцем, день, а на другой стороне- ночь? При помощи чего можно изобразить путь лучей Солнца к Земле? Как показать, что Земля вращается?
Дети рисуют схемы для того, чтобы передать полученные знания Капельке.
В. :Вот мы с вами и нашли все ответы на вопросы, пойдемте подарим капельке наши схемы и расскажем ей о том, что мы узнали.
В. Расскажите Капельке все ли у вас сегодня получилось, то понравилось больше всего?
Дети рассказывают капельке как они познакомились со сменой дня и ночи, уточняют что использовали для этого глобус и лампу.
В. Капелька вам в благодарность передала наклейки за вашу помощь и активность.
Подведение итогов, рефлексия.