Елена Макаровская
Открытое занятие по познавательно-речевому развитию в средней группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по познавательно - речевому развитию
в средней группе
«Моя семья»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Публикация «Открытое занятие по познавательно-речевому развитию в средней группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Цель: формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
Задачи:
1. Познавательные.
- Способствовать формированию правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сына и дочери.
- Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе;
2. Развивающие.
- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;
- Развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;
-Развивать умение выразительно читать стихотворения;
- Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.
- Развивать диалогическую речь, поощрять активность детей при ответах на вопросы.
3. Воспитательные.
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство взаимовыручки, любовь и уважение ко всем членам семьи.
Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая, старше, моложе.
Предварительная работа:
• оформление группы,
• изготовление демонстрационного и раздаточного материала,
• изучение литературы по теме «Семья»,
• оформление и рассматривание фотоальбома «Моя семья»,
• совместная проектная деятельность с родителями и детьми по теме,
• заучивание фамилии, имени, отчества родителей,
• разучивание стихотворений о маме, папе, дедушке, бабушке,
• чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье, отгадывание загадок,
• просмотр презентаций, видео и мультфильмов на тему «Моя семья»,
• сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери»; «Моя семья»; «Строим дом»,
• дидактические игры по теме,
• рисунки детей «Моя семья»,
• подарки для членов семьи к празднику «День семьи».
Индивидуальная работа: Эмиллия и Саша – разучивание стихов про дедушку и бабушку, Мирослава и Катя - рассказ о семье в основной части.
Оборудование: магнитная доска с изображением дерева, магнитофон, корзина, солнышко.
Демонстрационный материал: настольный театр сказки «Репка», предметы для игры «Найди предмет для члена семьи».
Раздаточный материал: карточки с изображением членов семьи (дедушка, бабушка, мама, папа, дочь, сын) для игры «Найди предмет для члена семьи», картинки с изображением солнышка и тучки (по 12 штук, конверты с фотографиями семей воспитанников (12 штук, картинки с изображением дерева (12 штук, клеевой карандаш (12 штук, салфетки (12 штук, клеенки (12 штук, влажные салфетки, медальки «Солнышко» (по количеству участников мероприятия).
1. Вводная часть – 3 минуты.
а) привлечение внимания детей к воспитателю;
б) словесная дидактическая игра «Назови своё имя»;
в) сюрпризный момент (отгадывание загадки, появление персонажей сказки).
2. Основная часть – 15 минут
а) беседа о семье;
б) чтение стихотворения о дедушке;
в) словесные игры с детьми: ««Добрые дела»», «Скажи ласково»;
г) физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»;
д) игра «Найди предмет»;
е) игра «Хорошие и плохие поступки»;
ж) рассказ детей о своей семье «Семейное дерево».
з) Психогимнастика;
и) создания своего семейного дерева;
к) речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?».
3. Заключительная часть – 2 минуты
а) обобщение воспитателя;
б) рефлексия.
Ход занятия:
Гости сидят на стульях в группе. Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться. Предлагаю вам поздороваться с гостями, так, как вы умеете это красиво делать…
дети берутся за руки, при этом говорят «Здравствуйте!».
Воспитатель: Ну-ка, дружно, встаньте в круг,
Я – Ваш друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите (бросает вымышленный мяч)
Игра «Назови свое имя и фамилию».
Дети передают «волшебный» мяч друг другу по цепочке и называют свое имя и фамилию.
Воспитатель: Все молодцы! Теперь и гости узнали ваши имена и фамилии. Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пришли в гости в дом, где живут сказки. А вот и хозяйка этого дома, добрая Сказочница.
Дети здороваются.
Сказочница: Здравствуйте, дети и гости! Очень рада вас видеть! А ко мне сегодня пришли герои одной сказки, ее название вы узнаете, если отгадаете загадку.
Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
дедка, бабка, внучка, Жучка –
не смогли! – большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли –
сразу вытянуть смогли!
ответы детей
Сказочница: - правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья. Назовите членов этой семьи.
( дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
Сказочница: - А какие сказки про семью знаете вы?
(дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о семье. Скажите, как вы думаете, что такое семья?
1)
Беседа о понятие «Семья», дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод.
Сказочница: - Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь, бабушки и дедушки) – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка, так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, помогают и заботятся друг о друге.
А сейчас давайте вспомним сказку про репку, и встретимся с семьей, которая её растила.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Но, чтоб репку начать тянуть, нужно стихотворение рассказать про дедушку, про самого взрослого и мудрого члена семьи.
Стихи Эмиллия.
Мы с дедушкой часто гуляем вдвоём,
Играем в куклы, и чай вместе пьём.
Он может гудеть, как большой паровоз,
И знает ответ на любой мой вопрос.
Люблю я дедулю — скажу Вам друзья,
И знаю, что дедушка любит меня.
Сказочница: Молодец, Эмиллия, очень с дедушкой она дружит. Дед пошел репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Кого позвал на помощь дед?
дети: Позвал дед на помощь бабку.
Сказочница: Прибежала бабушка на помощь, а ребята, подскажите часто к вам прибегает на помощь бабушка. Как она вам помогает? (вкусненьким угостит, блинчики пожарит, всегда поможет одеться, сказку расскажет). А бабушка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? Кто помогает? подойдите ко мне.
Вот бабушка передала мне корзинку. Давайте наполним её теми добрыми делами, которые выполняете в семье.
Проводится игра «Добрые дела»
Воспитатель: Ой, какая тяжёлая корзинка стала. Молодцы, ребята, как много помогаете вы дома. А Саша очень любит бабушку и сейчас расскажет о ней.
Саша:
Подарю я солнышко
Бабушке своей,
Чтоб в глазах грустиночек
Не было у ней.
Засветилась радостью
Этим ясным днем
Каждая морщиночка
На лице родном.
И цветочек аленький
Также подарю,
И скажу ей: «Бабушка, Я тебя люблю!»
Сказочница: Молодец, Саша, очень бабушку он любит. А мы продолжим.
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка…внучку
А внучка хочет узнать, как вы ласково называете маму и других членов семьи. Посмотрите, у меня в руках солнышко, оно очень ласковое и нежное. Я буду называть вам слово и передавать солнышко, а вы должны назвать это же слово, но только ласково.
Проводится игра «Ласковое слово».
Мама- мамочка, мамуля
Папа- папочка, папуля
Дочь- доченька, дочурка, доча
Сын- сынок, сыночек, сынуля
Сестра- сестрёнка, сестричка
Брат- Братик, братишка
Бабушка- Бабуля, бабулечка
Дед- дедушка, дедуля
Внучке очень понравились ваши ласковые слова. Ребята, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?
Сказочница: - сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку…»
Ребята, прибежала Жучка и говорит, чтобы вытянуть репку нужно быть здоровым и сильным. А для этого нужно делать зарядку.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (наклоны туловища вправо, влево)
Деда, бабушка, и я! (повороты туловища влево, вправо)
Вот и вся моя семья! (хлопаем в ладоши)
Молодцы. Хорошо отдохнули.
Воспитатель. Жучка хочет тоже поиграть с вами, она принесла вам карточки, где нарисованы члены семьи.
Воспитатель раздает карточки (бабушка, дедушка, папа, мама, дочка, сын) и спрашивает:
- «Тимоша, кто ты? (Я - папа)»
Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?
Воспитатель даё т пример ответа: «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»
- Какой предмет выбрал дедушка?
- Чем занялась бы дочка?
- Зачем папе молоток?
Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.
Сказочница: Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи.
- Сказка продолжается и репку надо тянуть дальше, позвала Жучка кошку. Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет попросить ребят помочь разобраться ей в хороших и плохих поступках.
Ребята, у меня картинки солнышко и тучка. Я буду называть хорошие и плохие поступки. Вам надо поднять солнышко, если поступок хороший, а если поступок плохой поднять тучку.
- Нарисовали красивую картину,
- Подрались с другом,
- Убрали игрушки на место,
- Порвали книгу,
- На прогулке замарали куртку,
- Помогли маме с уборкой.
- Помогли бабушке мыть посуду,
- Отобрали игрушку,
- Полили цветы.
Сказочница: Я надеюсь, что вы не будете совершать плохие поступки, чтобы не огорчать родителей и чтобы у мамы и у всех членов семьи были веселые и радостные лица.
Кошка позвала мышку. Мышка прибежала и просит нас рассказать о своей семье.
СЕМЕЙНОЕ ДЕРЕВО.
Ребята, посмотрите, что у нас нарисовано? Правильно дерево. Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? ( Дети: корни в семье это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие начало. От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Они молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших. Веточки и листочки на нашем дереве - это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи (на дереве размещаются картинки членов семьи).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите вырастить себе свое дерево?
Психогимнастика под музыку.
"Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек (вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент - бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево".
Сказочница: ребята, а теперь обратите внимание, на столе разложены конверты и картинки с изображением дерева.
Дети садятся за столы, воспитатель раздает детям конверты. Посмотрите, что лежит у вас в конвертах? Там находятся фотографии родственников каждого ребенка. Дети по желанию называют имена своих близких.
Далее предлагается наклеить фото на дерево. Ну, вот, теперь у вас всех есть своё семейное дерево. Если захотите, то потом можете ещё добавлять на него фото своих родных.
Посмотрите, на этих фотографиях изображены семьи наших детей. Давайте, расскажем мышке, какие у Вас семьи.
В процессе создания своего семейного дерева, дети рассказывают о своей семье.
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо справились.
Сказочница: Будем сказку продолжать. Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка на внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут… и вытянули репку.
Ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку?
Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьёй)
О чём мы сегодня говорили?
дети: О семье.
Сказочница: Правильно, мы говорили о семье. Как хорошо, что у Вас есть семья!
Стихотворение «Семья» (Слайд 6)
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дети слушаются родителей, весело и дружно живут все вместе!
Воспитатель: Дети, возьмите друг друга крепко за руки.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Звучит спокойная мелодия.
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а это солнышко обязательно донесёт их до ваших близких.
Пожелания детей своей семье : «Я желаю своей семье «Здоровья, счастья, радости, благополучия…». Дети передают сердечко друг другу.
Сказочница: Ребята, я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая и крепкая семья. Чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. А теперь мне пора возвращаться к своим сказкам. До свидания, до скорых встреч!
Дети прощаются со Сказочницей.
РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель:
Посмотрите, у меня на столе картинки: тучки и солнышко. Если вам понравилось наше занятие, и вам было интересно, то поднимите картинку - солнышко, а если нет, то тучку.
Я вижу, что вам понравилось. Вы все молодцы. А сейчас, на память о нашей встрече, я хочу всем подарить по маленькому солнышку. Пусть оно согревает вас и ваши семьи, дарит тепло, радость и любовь всем вам!