Наталья Сопкина
Открытое занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Волшебный камень магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду). Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением „Волшебный камень магнит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Развивающие: развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий.
Воспитательные: развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит, скрепки, «Автомобильная трасса», машинки, глобус.
Раздаточный: магнит, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стакан, металлические скрепка, гайка, болт.
Ход НОД
На экране появляется звук конверт и запись: «Здравствуйте, дорогие друзья мы жители планеты Марс. У нас сломался корабль, и мы не можем улететь домой. Мы потеряли предмет, который смог бы нам помочь в ремонте корабля.»
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Воспитатель: Что же это такое ребята?
Дети: Магнит
Воспитатель: Где же нам его найти? Обращает внимание на большой камень.
Воспитатель: Как нам проверить магнит это или нет.
Дети: По экспериментировать, исследовать.
Воспитатель: Я предлагаю нам полететь на планету «Экспериментариус», но чтобы не заболеть я предлагаю сделать гимнастику.
Для профилактики простудных заболеваний (Пикулева)
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
(поглаживаем ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
Чтоб ни кашлять, ни чихать
Надо носик растирать.
(растирают крылья носа, указательными пальцами)
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку держим козырьком.
(растирающие движения в стороны - вместе)
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело!
Знаем, знаем – да – да – да! –
Нам простуда не страшна!
(потирают ладони друг о друга)
Присаживайтесь обратный отсчёт 5, 4,3…
Звук взлетающего корабля.
Воспитатель: Ой, что это? Капельки? На планете «Экспериментариус» пошёл волшебный дождь. Он даёт силу и смывает усталость. Давайте подставим ему руки и лицо. Вдох – выдох, вдох – выдох! Вдох- выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Всё сопровождается музыкой «Волшебный дождь».
Вот мы с вами и на планете Экспериментариус.
Воспитатель: Поверхность песчаная поэтому нам нужно пройти по камушкам так будет безопасно.
Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый — легкий, цвет…
Дают определение — «Магнит — это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес.».
Воспитатель: Чем отличается магнит от обычных камней?
Дети: Он примагничивает предметы.
Воспитатель: а все ли предметы он притягивает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы проверить ваши предположения подойдите к столам.
Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?
Ответы детей.
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянный стакан
5. металлические скрепка.
Опыт № 1.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит.
Дети выполняют задание…
Воспитатель: Как проверить правильный ли выбор вы сделали?
Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
Воспитатель: Какие предметы притянул магнит?»
Дети: Скрепка, шайба.
Воспитатель: А какие не притянул?
Дети: Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
«Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса.
Дети определяют полюса.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому.
Воспитатель: Возьмите самолётики. Какого они цвета?
Дети: они синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Воспитатель: Что нам поможет достать предмет из стакана не замочив рук.
Дети: магнит.
Воспитатель: пожалуйста попробуйте.
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: Магнит действует через стекло.
Воспитатель: Что мы с вами сейчас делали?
Дети: Проводили опыты, экспериментировали, исследовали.
Воспитатель: В песчаной буре затерялся клад, как его найти?
Что нам поможет?
Дети: магнит
Пальчиковая гимнастика
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем
Надеваем и снимаем
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой
И дружи всегда со мной.
На столе лежит макет трассы для машинок, где лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.
— А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.
— Какой можно сделать вывод?
— Магнит действует через картон.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Не забываем, как идём?
Дети: по камешкам
Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Как же нам помочь жителям Марса?
Дети отправить посылкой магнит.
Воспитатель: Корреспонденты из газеты узнали, что вы совершили интересное путешествие и хотят взять у вас интервью.
Саша, скажи пожалуйста где вы были?
А что вы делали?
Ярослав что тебе понравилось?
А кому было интресно?
Что мы можем сказать про магнит?
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса : разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
На экране появляется улетающий корабль.
Воспитатель: как вы думаете мы справились с заданием?
Дети: Да.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети: корабль улетел.