Мясоедова Татьяна
Открытое занятие по окружающему миру «Уж небо осенью дышало…»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по Окружающему миру
Тема: «Уж небо осенью дышало…»
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:
• продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений;
• познакомить с природными особенностями осенних месяцев;
Публикация «Открытое занятие по окружающему миру „Уж небо осенью дышало…“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
• воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Материалы к занятию : иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября; календари погоды; пособие для детей 5-6 лет.
Ход занятия:
I. Воспитанники проходят в групповую. Воспитатель приглашает детей присесть на стулья.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются с гостями). Ребята, в последнее время мы свами занимались подготовкой к путешествию. Мы побывали в библиотеке и запаслись интересными книгами в дорогу. Мы обошли врачей и удостоверились, что все здоровы. Теперь давайте мы с вами отправимся в лес, где принимает животных доктор Айболит.
Но почему беспокоится Айболит? Ведь Айболит -врач особенный.
- Кого он лечит?
Дети: Зверей
Воспитатель: А вы знаете, как называются такие врачи?
Дети: Ветеринары
Воспитатель: Как вы думаете, где они работают?
Предполагаемые ответы детей: в зоопарке, в цирке, в поликлинике для зверей.
Воспитатель: Значит, Айболит беспокоится о зверях. Ведь он вместе с нами собирается надолго уехать и хочет проверить, все ли звери наших лесов здоровы, все ли к зиме подготовились. Для этого надо отправится дальше в лес.
Игра «Разложи по порядку»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено.
Дети: Осень.
Воспитатель: А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки). Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?
Дети попадают в затруднение. Решение подсказывает воспитатель.
Воспитатель: Есть ранняя осень, есть поздняя. Как, по –вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком- поздняя? Почему именно так называли эти состояния природы?
Предполагаемы ответы детей.
Воспитатель: Что бывает ранней осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается поздняя осень?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько осенних месяцев?
Дети: Три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета осень?
Ответы детей. После ответов предложить приклеить к цветку 3 жёлтых лепестка.
Воспитатель: Сентябрь. Его в народе называют хмурень. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: За ветры прозвали сентябрь ревуном. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё зовут его златоцветом, листопадником. За что, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем радует нас сентябрь?
Дети: Урожаем в саду, огороде и т. д.
Воспитатель: Говорят : «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Какие птицы улетают от нас?
Предполагаемые ответы детей: Ласточки, скворцы, грачи.
Воспитатель: Октябрь. Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой. Как выдумаете, почему так называют октябрь?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему это время года называют золотая осень?
Отчеты детей.
Физкультминутка «Перелётные птицы»
Воспитатель называет птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль)а дети летают- если птица перелётная, и присаживаются- когда птица неперелётная.
После физкультминутки воспитатель приглашает детей за столы.
Задание «Заполни календарь природы…»
Воспитатель: Перед вами календарь природы. Цифрами по порядку обозначены дни недели. 1- понедельник, 2- вторник, 3- среда, 4- четверг, 5- пятница, 6- суббота, 7- воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы- её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота- самым солнечным. Больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.
Воспитатель: Молодцы ребята, отложим карандаши в сторонку и переходим к следующему месяцу. Ноябрь. Его называют полузимником. В дальние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец». Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Если вы окажитесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.
В это время от нас улетают водоплавающие птицы. Какие?
Дети: Утки, гуси, лебеди.
Воспитатель: Почему они улетают?
Ответы детей.
Воспитатель: Но и к нам летят птицы. Кто знает какие?
Ответы детей: Снегири, синицы.
Воспитатель: В середине ноября отмечают праздник- «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.
Про снегирей говорят: «Снегири прилетели- на крыльях зиму принесли».
Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.
Работа с пособием.
Воспитатель: Ребята, давайте выполним в тетради задание «С какой ветки «детки?»
Осень- пора урожая. Все деревья осень дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки». Соедините плоды и листья.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Ребята, а где же наш Айболит? А он под деревом сидит и слушает зверей, которые собрались вокруг него и рассказывают, как они к зиме подготовились.
Ребята давайте поможем Айболиту, ведь он один, а зверей много. Возьмите каждый по одному животному. Если вам было на занятии не интересно, ничего не понятно поставьте его на место. Если вам было интересно, то оставьте у себя.
Спасибо большое ребята. Мне тоже было приятно с вами. На следующем занятии мы с вами продолжим путешествие по миру вместе с Таней и Ваней.