Елена Белякина
Открытое занятие по финансовой грамотности «Экономика в сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями.
Программные задачи:
1. Образовательные :
- познакомить детей с экономическим понятием – потребность: «хочу» и «надо».
- закрепить представления детей экономических понятий : деньги, семейный бюджет: доход и расход.
2. Развивающие :
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,
Публикация «Открытое занятие по финансовой грамотности „Экономика в сказке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации,
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. 3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности
- формировать положительные взаимоотношения детей.
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.
Образовательная область «Познавательное развитие» Познакомить детей с экономическими понятиями (деньги, семейный бюджет, доход-расход, потребности).
Образовательная область «Развитие речи» Вспомнить знакомые сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха», «Телефон».
Образовательная область «Физическое развитие» Развивать двигательную активность детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывок из сказок, релаксация, СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра, рассказы, складывание картинок.
Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки. образцы бумажных и металлических денег. Картинки семьи гномов – экономов, потребительской корзины, карта. Конверты с заданиями.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно - дидактических игр «Назови ласково» "Семейный бюджет",, чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В: Ребята, сегодня у нас праздник. Пришли гости на нас посмотреть. Давайте, покажем что мы знаем и умеем. А говорить мы будем об экономике.
В: Я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика. Где и когда вы слышали это слово? (ответы) Экономика-это наука о ведении хозяйства по правилам. В сказочной стране экономика живут необычные жители. Обратите внимание на наше экономическое дерево. Что обозначает этот символ? (экономическое понятие «бартер») Что такое бартер? Какие сказки о бартере мы знаем? А это что за символы? (деньги) Что такое деньги? (ценные предметы) Из каких материалов делают деньги? (металлические- монеты, бумажные- купюры или банкноты) Как называются в России деньги, которыми мы пользуемся? (рубли и копейки) Вы хотели бы попасть в эту страну? (Ответы детей)
В : Замечательно, сегодня я буду волшебницей и предлагаю вам отправиться в сказочную страну. Закройте глаза и повторяйте за мной:
-Вокруг себя повернись и в сказке очутись.
В: Вот мы и оказались с вами в сказочной стране - экономике. (карта)
В: Посмотрите, это карта она указывает дорогу к жителям страны.
2. В : Ребята, вы узнаете кто нас встречает? (Ответы детей)
В: Дети, мы с вами недавно читали эту сказку, где главным сказочным героям была муха.
В: Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? (Муха – Цокотуха)
В: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:
1 реб: Муха- Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
2 реб: Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
3 реб: Пошла муха на базар
И купила самовар.
В: Муха нашла денежку и потратила ее- совершила покупку. Мы поместим самовар на дерево,он будет обозначать – понятие покупка А что можно купить за деньги? (Ответы детей)
В : Вот сколько всего можно купить за деньги! Сделать покупку.
В: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
В: Муха-цокотуха приготовила вам игру.
«Что можно купить за деньги?»
Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте.
(Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко,).
В: Молодцы ребята справились с заданием
В : Спасибо тебе Муха- Цокотуха, а нам пора в путь дорогу.
3. Звучит музыка смс сообщения.
В: Ребята нам пришло смс сообщение, давайте посмотрим от кого (или письмо)
В : Нам пишут герои сказки К. Чуковского «Телефон» послушайте.
Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой «Бармалей» всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места.
Послушайте, что он натворил.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Книжек
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне перчатки
И мне и жене и Тотоше.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать шоколадки
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, галоши
В: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского «Телефон»
. А сейчас я буду писать сообщение, а вы мне подсказывайте.
1 реб: У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Шоколада
2 реб: А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне и жене и Тотоше.
3 реб: А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать нам перчатки
4 реб: А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки! В: (на магнитной доске вывешивают попарно картинки.) Что попросил слон?
(Шоколад) (выкладываются картинки)
- крокодил - галоши
- зайчатки – перчатки
- мартышки – книжки.
В: Молодцы, вы правильно выложили все карточки
В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
В: Потребности — это всё то, в чем мы нуждаются. Что нам нужно для жизни? (ответы детей)Понятие- потребность – это тоже житель сказочной страны – экономики. В: - Вот у нас такая есть замечательная корзинка – потребительская корзинка. Где спрятаны все наши потребности. Поместим ее на наше дерево.
В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями «Надо» то есть то, что необходимо для жизни каждому человеку,
В: Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)
В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями
«Хочу». В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей).
4. В: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какой там предмет, какая эта потребность. Настольная игра «Сложи картинку»
В: Молодцы ребята!
В: Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т. д.).
- А есть еще духовные потребности. Какие? Сейчас узнаем.
В: Слышите музыку? Я вас приглашаю на весёлую разминку.
Игра «Солнышко»
Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках лучики тепла (ленточки). Педагог замечает:
- Посмотрите, что-то наш Алеша замерз! Надо его отогреть!
"Замершего" сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок подносит свой "лучик" и говорит, что ему нравится в "замерзшем". Тот, кого "согревают", благодарит, говорит "Спасибо".
- Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).
- У всех есть потребность жить в семье.
В: Ребята – желание иметь семью, общаться друг с другом, чтобы нас любили, заботились о нас,- все это духовные потребности. А еще главное в жизни – дружба! Не забывайте! И на деньги ее не променяйте!
В: Мы с вами подошли к красивому домику. А живет здесь гном-эконом. - У нашего гнома-эконома тоже есть семья. Давайте познакомимся. Гномы очень трудолюбивые. Папа-эконом он работает строителем, строит дома и получает зарплату – это деньги, полученные за труд. Мама-эконом- повар и тоже получает зарплату. Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости. Есть сын-эконом, он учится в университете, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу. Есть дочка-эконом, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все, полученные семьей деньги называются – семейный бюджет или доход семьи.
- Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию, а сын, который учится? (стипендию).
- Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет?
В: Семейный бюджет или доход семьи вся семья складывает куда? (в кошелек) Кошелек с деньгами мы поместим на экономическое дерево. Это семейный бюджет.
- Папа гном-эконом получил зарплату, а дочка Маша решила ее потратить.
Папа получил зарплату,
Папа наш теперь богатый!
Сходим с папой в магазин,
Купим маме апельсин.
Купим килограмм конфет,
И сардельки на обед.
Купим ананас для брата -
Папа получил зарплату!
Купим бабушке банан,
В общем, королевский план!
Купим пряники, сосиски,
И трески для нашей киски.
Купим всё, что нам угодно,
Вместе с папою сегодня.
Я счастливей всех, ребята,
Папа получил зарплату!
В: Как вы думаете, правильно ли Маша потратила папину зарплату?
(Нет.)
- Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую очередь?
(Оплата за квартиру, еду, одежду, оплата за детский сад, игрушки.)
В: Все вместе это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово –расходы.
В: Расходы - это деньги, которые мы тратим на наши потребности.
В: Семья, получила доход, потратила часть денег и немного осталось. Что с ними делать? (копить)
Физкультминутка: «Будем денежки считать»
1,2,3,4,5 (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
1 и 2 оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом в котором мы живем.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний пале)
На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
В: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:
Игра «Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
7. В: Ребята, прежде чем вернуться в детский сад скажите, с какими героями сказок мы встретились? С какими экономическими понятиями, мы познакомились? (потребности, доход, расход, семейный бюджет)
В: Замечательно! Но наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. - Вам понравилась наша встреча?
- Тогда мы обязательно еще придем в гости к Гному-эконому
В: Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика, передали подарок – это необычные монетки, а монетки сладкоежки, которые тоже продаются в магазине. (или кошелек с деньгами, раздать детям зарплату, по принципу кто как работал)
В: Ну, а чтобы вернуться в детский сад закрываем глаза и повторяем за мной:
Вокруг себя повернись и в детском саду очутись
В: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?
В: - Молодцы ребята! Вы, умнички, много знаете, умеете! Спасибо вам!