Марина Кучер
Открытое занятие объединения «Юный натуралист» «Мы-друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы – друзья природы.
Цель: обобщить имеющиеся представления детей о живой и неживой природе.
Задачи: способствовать углублению знаний о живой и неживой природе;
расширять представления детей о лесе и его обитателях;
развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.
Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
Публикация «Открытое занятие объединения „Юный натуралист“ „Мы-друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, дидактические игры «4-й лишний», «Живая и неживая природа», «С какого дерева лист, ветка», продуктивная деятельность.
Оборудование: панно для модели «Лес», панно для раздаточного материала,, магнитофон, запись «Голоса леса», конверт, предметные картинки:
• Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, дуб, клен;
• Лекарственные растения: подорожник, одуванчик, крапива, малина, шиповник;
• Ягоды: черника, малина, клубника, крыжовник;
• Грибы: белый гриб, опята, лисички, мухомор;
• Птицы: дятел, сова, кукушка;
• Картинка с изображением вырубленного леса;
Картинки «Береги природу»
Ход занятия:
Педагог: Послушайте отрывок из стихотворения Алексея Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Педагог: Что такое природа?
Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Педагог: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Педагог: Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Педагог: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Педагог: Что относится к неживой природе?
Дети: К неживой природе относятся : вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.
Педагог: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Педагог: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.
Педагог: Чтобы попасть в лес, необходимо отгадать дерево.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке».
(сосна, дуб, береза, клен, ель).
Педагог: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?
Дети: В смешанном лесу.
Педагог: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?
Дети: Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Педагог: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушенная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)
Педагог: А какие еще растения используют для лечения простуды?
Педагог: Отгадайте загадку:
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)
Педагог: Шиповник богат витамином С.
Педагог: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!
Педагог: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
Педагог: Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено и скажите, что лишнее.
Игра «4-й лишний».
Клюква, голубика, земляника, крыжовник.
Мухомор, лисички, опята, белый гриб.
Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.
Педагог: можно уничтожать мухоморы?
Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.
Педагог: Наш путь продолжается. (проводится физкультминутка «Прогулка в лесу», Включается фонограмма «Звуки леса»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Педагог: Остановка «Музыка в лесу».
Педагог: Ребята, что можно услышать в лесу?
Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.
Педагог: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(кукушка)
Педагог: Какая из этих птиц перелетная?
Дети: Кукушка
Педагог: Молодцы! Ребята, объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Дети: Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.
Педагог: Ребята, Старичок-Лесовичок оставил нам еще одно письмо.
В лесу случилась беда. Кто-то вырубил много деревьев. Нужна ваша помощь.
Педагог: Как мы можем помочь?
Дети: Надо посадить новые деревья.
Педагог: Правильно. Вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Педагог: Я предлагаю нарисовать деревья и посадить их в лесу у Старичка-Лесовичка.
Пальчиковая гимнастика.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата.
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Спокойная музыка.
На столе лежат заготовка дерева, раскрашиваем крону в зеленый цвет, а ствол в коричневый.
Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом. Предупреждаю об окончании работы.
(Готовые работы выставляются на мольберт).
Педагог: Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А нам пора возвращаться.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?
Дети: «Айболит», «Дары леса», «Музыка леса».
Педагог: На какой остановке вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
Педагог: Назовите игры, в которые мы играли.
Педагог: Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?
Сюрпризный момент.
Дети: чтение стихотворения «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Педагог: Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.