Надежда Лаптева
Открытое занятие «Продуктивное чтение на примере рассказа Виталия Валентиновича Бианки «Сова»
▼ Скачать +Заказ
Тема: продуктивное чтение на примере рассказа Виталия Валентиновича Бианки «Сова».
Цель воспитателя: способствовать полноценному восприятию текста и его пониманию.
Цель детей: узнать действительно ли в природе все взаимосвязано.
Социально-коммуникативное развитие: Создать условия для:
- развития общения и взаимодействия со взрослым и сверстниками;
- формирования внимательного и бережного отношения к природе, желание защищать ее.
Познавательное развитие: создать условия для:
- знакомства с творчеством писателя Виталия Бианки;
Публикация «Открытое занятие „Продуктивное чтение на примере рассказа Виталия Валентиновича Бианки „Сова“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Конспекты занятий
- «Сова», Бианки В.В.
- Темочки
-понимания детьми мотивов поведения героев произведения;
- формирования умения высказывать предположения и делать простейшие выводы;
Речевое развитие: создать условия для:
- обогащения словарного запаса (белит, отчаянная голова, хоронишься, волдыри, цветень, бранится.);
- формирования умения излагать свои мысли понятно для окружающих;
- понимания детьми мотивов поведения героев произведения.
Художественно-эстетическое развитие: создать условия для:
- воспитания эмоциональной отзывчивости при восприятии произведения художественной литературы.
Физическое развитие: Создать условия для:
- снятия мышечного напряжения посредством выполнения определённых имитационных движений.
Оборудование и материалы: Аудио звуков птиц (кукушка, ласточка, дятел, грач, сова, иллюстрации к книге В. Бианки «Сова», дидактическая игра «Пищевые цепи в природе», портрет писателя В. Бианки, книга сборник рассказов В. Бианки.
Предполагаемый результат: полноценное понимание детьми концептуальной идеи произведения.
Мотивационный Создание условий для возникновения внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности.
В: Есть птицы, которые красиво поют, есть которые приносят пользу всему живому. Ребята, послушайте пение птицы и подберите картинку. Как вы думаете, кто так поет? ( узнаем по пению: кукушку, ласточку, дятла, грача, сову). Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом про одну из птиц, чье пение вы сегодня услышали. А рассказ этот так и называется «Сова».
I Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит (добавляет молоко в чай). Летит мимо Сова.
— Здорово,— говорит, — друг!
А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова (смелая, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься (прячешься, людей сторонишься (не приближаешься, — какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай (убегай, пока цела.
Почему Сова рассердилась на Старика? Чем пригрозила старику?
Испугался Старик обещанию Совы не прилетать на луг?
II Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла :
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Для кого в первую же ночь без Совы произошло раздолье?
III Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла :
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Что в это время происходит на лугу?
О чём снова предупредила Сова Старика?
Задумался Старик о том, какую пользу приносят лугу шмели?
IV Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла :
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла :
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Что происходит на лугу в это время?
Что произойдёт, если цветень не попадёт с цветка на цветок?
V Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла :
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Что происходит с коровой без клевера?
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить (добавлять молоко в чай)— пошё л Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Как вы думаете, правильно поступил Старик, когда пошёл Сове кланяться?
VI Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать (стал приветливый, добросердечный, уважительный к сове)
Расскажите, что произошло на лугу, когда Сова простила Старика?
- Ребята, что-то все иллюстрации к рассказу перемешались. Давайте мы с вами расставим их на доске в нужной последовательности.
Дидактическая игра «Пищевые цепи»
Рефлексивный Подведение итога ООД, выражение эмоций по итогам деятельности.
Что нового вы сегодня узнали?
- Что показалось вам самым интересным?
- Комы вы можете рассказать, о том, что сегодня узнали?
- Ребята, как вы думаете, кто мог написать этот замечательный рассказ? Какой этот человек?