Оксана Хатинская
Открытое занятие на тему: «Дифференциация ч-щ». Русские народные сказки. Повторение изученных орфограмм.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: продолжить знакомство с русским народным фольклором, повторить изученные правила, расширить словарный запас, упражнять в образовании притяжательных прилагательных, развивать мелкую моторику, внимание, мышление, упражнять в правильном звукопроизношении.
Оборудование: Театр - фланелеграф» Маша и медведь», таблички с орфограммами, конверты с разрезанной картинкой, петрушковая кукла щенок, кукла» Солнышко», наклейки - награды, картинка» В лесу».
Публикация «Открытое занятие на тему: „Дифференциация ч-щ“, Русские народные сказки, Повторение изученных орфограмм,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Ход занятия
1. Сегодня мы с вами с помощью театра - фланелеграфа попадем в любимую сказку, попутно повторим изученные правила, и как всегда, будем учиться красиво и правильно говорить. А в какую мы попадем сказку, вы узнаете, сложив целую картинку из частей. Возьмите конверты, сложите картинку. Какая это сказка?
2. Итак, жили были дедушка и бабушка (выставить фигурки)
И была у них внучка Машенька. Встанет Машенька утром рано, выйдет на крылечко. На небе солнышко: теплое, ласковое, приглашает Машеньку на массаж. Давайте и мы вместе с ними займемся этим. (включить солнышко и начинается самомассаж).
3. А еще любила Машенька с язычком играть. Давайте поучим ее артикуляционным упражнениям.
4. А еще любила Машенька играть в игры буквами и словами. Она и вам предлагает поиграть (приложение №1)
5. Пошла Машенька в лес по грибки да по ягодки. Идет Машенька и повторяет про себя :
Грибки, ягодки
- А какая орфограмма есть в написании этих слов? (парная согласная)
- А что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с этой орфограммой? (проверить)
- Подберите проверочное слово к слову грибки.
Грибки- грибы
- А маленький гриб? (грибок)
- А суп из грибов (грибной)
- А человек, собирающий грибы? грибник)
- Мы подобрали семейку грибных слов
- А как называется эта семейка? (родственные слова)
- А что есть у родственных слов? (общая часть- корень и общий смысл)
Итак: грибки- грибы (какую же букву напишем в корне слова грибки)
Давайте подберем семейку слов к слову ягодки.
(ягодки, ягодное варенье, ягодник).
- Какую букву напишем в корне слова (де)
Молодцы! Надеюсь, вы не будете делать ошибки на это правило!
6. Далеко в лес зашла Машенька. Давайте изобразим ее путь в тетради, попросим наши пальчики нарисовать узор ее пути аккуратно, точно, не выходя из клеточек. Откройте тетради, продолжите узор. Молодцы!
Идет Машенька по лесу. А лес полон своих лесных загадок. Помогите Машеньке ответить на вопросы (картинка» В лесу»)
- Чьи уши выглядывают из-за пенька? (заячьи)
- Чей хвост не убрался в норке? (лисий)
- Чьи рога видны из-за кустов? (оленьи)
- Чьи запасы развешаны на деревьях? (беличьи)
- Чье гнездо устроено на дереве? (птичье)
( дети отвечают полными ответами: из-за пенька выглядывают заячьи уши).
7. Шла- шла Машенька и заблудилась. Попала в чащу.
- А что такое чаща (густой, труднопроходимый лес)
Проговорим четко чаща
-Назовите согласные звуки в этом слове? (ч,щ)
- Какие они всегда?
- Давайте произнесем?
Мы к звукам еще вернемся, а сейчас скажите какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать слово чаща (ча-ща пишем с буквой а)
- Машенька зашла в чащу. А здесь какое правило? (чу-щу)
-Давайте закрепим эти правила (карточка№1)
- Я начинаю объяснять:
Чайка- пишу букву а( 1 столбик устно, 2 столбик списать, вставляя пропущенную букву)
- Молодцы с этой орфограммой мы тоже справились.
8. Пришла Машенька в избушку, в которой жил большой медведь (вставить фигурку медведя)
- Посмотрите на карточку: медведь
- Какие орфограммы я обозначила в этом слове? (безуд. гласная)
- Что нужно сделать, чтобы доказать правильность безударной гласной (карточка №2)
- Я начинаю лесник- лес, пишем букву е (остальные слова списывайте самостоятельно)
- Посмотрите на карточку №3 и назовите слова, в которых ь знак для обозначения мягкости не нужен (розочка, грибочки)
9. Медведь обрадовался Машеньке. Стала Машенька у медведя жить: щи, да каши ему варить. Но очень она скучала по дедушке и бабушке. И вот она задумала она обхитрить медведя. Напекла пирожков и положила их на блюдо. А на каждом пирожке, посмотрите те ка, слова (прочитайте их)
- Что мы должны писать в этих словах? (ь)
- Придумайте предложение со своим словом - пирожком и запишите в тетрадь (потом зачитать)
10. Машенька попросила медведя унести пирожки дедушке и бабушке. А сама забралась в короб, блюдо с пирожками себе на голову поставила (поставить фигурку медведя). Идет медведь с коробом.
- Давайте походим вместе с медведем (физминутка)
-Идет медведь между елками,
Бредет медведь между березками,
В овражки спускается
На пригорки поднимается
11. Пришел медведь в деревню, а собачка дедушкина (поставить фигурку, увидала его и такой лай подняла, что медведь испугался, бросил короб и в лес убежал. А звать собачку было….(посмотрите на карточку и выберете кличку)
- Шарик
- А что нужно помнить про написание кличек животных?
- Дедушкин щенок такой ласковый оказался. Машенька соскучилась, гладит его. И вам предлагает погладить щеночка, и попутно выучить скороговорку со звуком (щ) :
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока. (взять куклу - щенка и почистить щеткой)
Тут и дедушка с бабушкой вышли (фигурки, увидели Машеньку, стали ее обнимать, целовать, умницей называть.
Итог занятия :
Ну вот, ребята, закончилась сказка и закончилось наше занятие. Машенька умница и вы у меня умницы. Мы с вами повторили правила правописания, побывали в русской народной сказке. Спасибо за работу! А это вам цветочки от Машеньки.