Получи документы

Открытое занятие на РМО логопедов «Поздняя осень». Накопление словарного запаса и развитие лексико-грамматического строя речи

ирина шевченко
Открытое занятие на РМО логопедов «Поздняя осень». Накопление словарного запаса и развитие лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Поздняя осень».

Цель: закрепить знания детей о растительном мире осенью.

Задачи образовательные: обобщить знания детей о видах деревьев

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Задачи развивающие : формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемы ситуации;

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, мыслительную деятельность.

Задачи коррекционные: совершенствовать словарь детей по теме.

Публикация «Открытое занятие на РМО логопедов „Поздняя осень“, Накопление словарного запаса и развитие лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах

Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и существительных в единственном числе родительного падежа с предлогом «с» в предложениях

Активизировать умение и навыки в словообразовании притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния основ;

Закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и родительного падежа с предлогом «с» в предложении.

Подбирать антонимы.

Развивать диалогическую речь с использованием сложноподчиненных предложений;

Формировать умение строить фразу по данной схеме;

Развитие общей и мелкой моторики.

Задачи воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей с друг с другом.

Оборудование: разрезная пейзажная картинка «осень» листья деревьев, предметные картинки деревьев, схемы предложения, схемы сложных прилагательных, посылка с вазой и листьями.

Предварительная работа: экскурсия в парк «Авиаторов», проектная деятельность с детьми ;

Работа с раздаточным материалом по теме ;

Беседа по темам «осень», «деревья»;

Дидактические и словесные игры, упражнения;

Художественное творчество (рисование, аппликация, конструирование)

Рассматривание картины золотая осень И. Левитана, иллюстраций по данной теме;

Наблюдение за живой природой.

1. Вводная часть. (Логопед с детьми входит в группу)

-Здравствуйте! Сядет на свое место тот, кто скажет, какой он.

Например: «Я заботливый» (смелый, красивая, умная ит. д.)

2. Ввод в мотивацию. Беседа

Обратите внимание на столы, что вы замечаете? (на столе лежит посылка).

Хотите узнать, от кого она? (Логопед открывает посылку) А может мы догадаемся от кого она, отгадав загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь сосен и елочек,

Кто я?. (осень).

Посмотрите осень прислала в конверте разрезные картинки. Давайте их соберем.

3. Составление картины. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

Дети собирают части

-Как вы думаете, что это? (на картине осень)

- Что изображено на разрезной картине?

-Какая это осень? Как вы думаете почему? (на деревьях не осталось листочков, на небе темные тучи, птицы улетели на юг, стало холодно).

-Это осень ранняя? (Нет поздняя)

-День на картине ясный? (Нет пасмурный)

-Небо светлое? (нет темное)

-Облака белые? (нет черные)

-Деревья одетые? (нет голые)

Время теплое? (нет холодное)

-Осень прислала вам свою картину в подарок. Она украсит нашу группу.

Посмотрите в посылке стоит ваза, а в ней …

-Как вы думаете, может быть? (листья)

-Кто их так раскрасил? (осень)

-Возьмите осенний листок, который вам больше нравится.

4. Образование сложных прилагательных по образцу.

Игра «Необычные листочки».

-Осень разноцветными красками раскрасила листья. Что в них необычного?

-(листья не одного цвета, а двух цветов)

-Как же можно сказать, какой, лист если он желтый и красный? (желто-красный).

-Какой твой лист? (Мой лист желто-коричневый, желто-зеленый, оранжево-красный ит. д.)

Дети называют по очереди, какой лист.

5. Употребление существительных в родительном падеже с предлогом.

-С какого дерева упал желто-красный лист? Желто-красный лист упал с клена, дуба, с ивы, рябины).

6. Образование относительных прилагательных от существительных.

-Лист упал с дуба, какой он? у меня лист дубовый, селеновый, и т. д.

-Листья растут на чем? (На ветке).

-Откуда же эти листики? (не знаем)

-Может быть с этого дерева? Что не так? (дети подходят к мольберту, на котором нарисовано «чудо-дерево» (на одном дерев не могут расти ветки и листья от разных деревьев)

-Это «чудо-чудоево»

-Посмотрите и найдите ветку своего листика. Все, увидели с какой ветки ваш листик? (дубовый лист растет на дубовый ветке и т. д.)

-Назовите, какой лист, растет на какой ветке. Например: «Кленовый лист растет на кленовой ветке»

7. Пальчиковая гимнастика.

- Раз, два, три повернись, и пройдись. Какие мы видели красивые веточки на дереве! Вспомним о листочках и покажем пальчиками. (Дети присаживаются на ковер и выполняют пальчиковую гимнастику).

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (загибаем пальцы)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку (Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак).

8. Образование однокоренных существительных.

-Мы посчитали листья деревьев. Скажите, где мы могли бы увидеть много деревьев? (в лесу, парке).

-Послушайте и ответьте, одним словом. Большой – это лес, а если он маленький, как назвать? (Лесок)

-Тропинка в саду садовая, а в лесу? (лесная)

- Этот человек, следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. (Лесник)

-Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)

-А сказочное чудовище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)

-Повторяйте за мной: лес, лесок, лесник, лесовик, леший, лесная.

Сколько слов я назвала? (шесть)

-Что вы можете сказать об этих словах? (слова похожи)

-Верно, слова похожи, в них общая часть – лес.

Слова с общей частью называются родственными.

Внимательно послушайте и скажите, какое слово лишнее?

-Лесник, лесовик, лента, лесная, лесовик. (Лишнее слово лента).

9. Употребление существительных множественного числа предложного падежа.

Игра «Что лишнее?»

-Я хочу вас проверить, запомнили ли вы, кто такой лесник? (Это -)

-За чем присматривает лесник в лесу? Подойдите к мольберту, отберите нужные картинки. Лесник присматривает за кустами, деревьями, травами. А за пальмой он не присматривает, потому что это дерево растет в жарких странах.

В лесу лесник встречает и наблюдает за кем? Какими? Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу.

(Птицами). Лесник заботится о дятлах, о воробьях кукушках.

За пингвином лесник не наблюдает, потому что он живет)

-Отберите картинки, о ком заботится в лесу лесник? (Лесник заботится о лесных животных, а о лошади не заботится, потому что это домашнее животное).

-Молодцы! Ничего не напутали.

10. Образование притяжательных прилагательных.

-Вспомните, а какое сказочное чудище, которое шутит, путает, старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)

И снами леший решил пошутить. Вот какого зверя нарисовал. Как вы думаете, живут в лесу такие животные? (Нет. Это сказочное животное.)

-На каких животных оно похоже? (Оно похоже на зайца, у этого животного заичьи уши, на волка, у него волчьи ноги, на медведя, у него медвежье туловище).

-Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать.

11. Игра «Где же хвост? (Употребление притяжательных прилагательных в сложноподчиненных предложениях). Составление предложения с использованием схемы.

-А вот звери лесные испугались и попрятались.

Определите по хвосту, кто, где спрятался. Почему ты так думаешь (Лиса спряталась за кустом, потому что я вижу лисий хвост.

-Чтобы животные появились, давайте расхвалим их хвосты. Нам поможет эта схема

-Логопед демонстрирует образец.

«Лисий хвост длинный, овальный, пушистый, рыже-белый».

(О зайце составляем аналогичное предложение).

Леший не только умеет шутить, еще он умеет загадывать сказочные загадки, а загадки он спрятал в красном, пластмассовом, детском (ведерке).

12. Образование сложных прилагательных путем сложения основ.

-Давайте разгадаем

загадки лешего. Заморочки из мешочка»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерками, каждому номеру соответствует схема. Дети обсуждают и говорят ответ.

(Тонкошеей лебедь, остроклювый дятел и т. д.)

-Все ли эти птицы останутся зимовать в лесу? (Все улетают на юг.)

-Молодцы! Со всеми заданиями справились.

Педагог обращает внимание на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами и грибами)

-Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежала посылка, что-то стоит (Дети подходят к корзине, достают осенние подарки).

13. Итог занятия

-Чем мы занимались, что запомнилось? (Ответы детей).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие на РМО логопедов «Поздняя осень». Накопление словарного запаса и развитие лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 16:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие на РМО логопедов «Поздняя осень». Накопление словарного запаса и развитие лексико-грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем ирина шевченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД