Наталья
Открытое занятие «Моя Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
онспект открытого интегрированного занятия
по Познавательному развитию
для детей подготовительной к школе группы "Бабочки"
(2016-2017 учебный год)
Подготовила воспитатель МБДОУ Д/с № 30 "Берёзка" г. -к. Анапа
Лопаткина Наталья Петровна
Дата: 25.11.2016 г.
Кол-во детей: 22.
Тема: "Моя Кубань".
Программные задачи:
Публикация «Открытое занятие „Моя Кубань“» размещена в разделах
1. Познакомить детей с символическими знаками народной кубанской вышивки (красный цветок, бутоны, корни, земля, листья).
2. Продолжать знакомить с обычаями казачества, флорой и фауной Кубани.
3. Формировать устойчивый познавательный интерес к жизни, истории, обычаям, культуре родного края.
Словарная работа:
1. Формировать связную речь, использовать в речи распространенные предложения, наречия.
2. Обогащение словаря: местность, лесной массив, гористая местность, равнинный участок и т. д.
3. Активизация словаря: казаки, кубанцы, степи, рушник, настольник, светелка, посиделки и др.
Подготовка к занятию : прослушивание гимна Краснодарского края, кубанских народных песен, частушек; рассказывание детям о традициях, культуре и быте казаков; заучивание стихотворений о кубанской земле; рассматривание иллюстраций, картин природы, флоры, фауны Кубани, продуктов рукоделия.
Ход занятия:
В зал входит ведущая, за ней - дети в кубанских костюмах с музыкальными инструментами, останавливаются в центре.
Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли по домам сидеть да в окошечки глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рада видеть вас у себя в гостях в своей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному, посиделками называется! Проходите, гости дорогие, ко мне в светёлку на сходницу. Собирай всю родницу на веселую сходницу!
Дети под музыку «Ой, полным полна моя коробочка» играют на музыкальных инструментах и проходят в горницу, рассаживаются на лавочки.
Ведущая: Ой, какие хлопцы и девчата! Добрый вам день! Присаживайтесь!
Дети: Добрый день, хозяюшка!
Ведущая: А вот и хлеб с солью по-старинному обычаю. За хлебом-солью и всякая беседа хороша. Где потеснее, там и повеселее. Сядем рядком да поговорим ладком о жизни нашей.
1 ребенок: Взмыло солнце над полями.
Свет клубится над рекой,
А вокруг, куда ни глянешь, -
Край Кубанский, мой родной.
2 ребенок: Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы.
Всё это - родная Кубань!
3 ребенок: Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море,
Край казачий - родина моя!
Ведущая: Молодцы, хлопцы и девчата, сколько хороших слов вы сказали о своём родном крае. Да, действительно, Кубань велика и природа ее очень разнообразна! Давайте вместе вспомним, каков ландшафт Кубани? (есть равнинные участки - степи, есть лесные массивы, есть гористая местность, в частности - побережье).
- А что омывает Кубанские земли с юго-западной стороны? (воды Чёрного и Азовского морей)
- А какие крупные реки Кубани вы знаете? (Кубань, Протока, Белая.)
4 ребенок: Вьется наша Кубань, Будто ленточка синяя.
Что да диво река, Нет на свете красивее.
5 ребенок: По брегам камыши, Да ракиты плакучие.
Здесь живут казаки, Да казачки здесь лучшие.
6 ребенок: Здесь гурьбою бегут Казачата-ребятушки.
Поклонись до земли Ты Кубани, как матушке.
- Как называется столица Кубани? (Краснодар)
- Как раньше звали люди Краснодар? (Екатеринодар). Наш край очень богат растительным и животным миром.
- Какая рыба водится в водоёмах нашего края? (карась, щука, окунь, судак, лещ, карп, осётр, тарань, пеленгас, черноморская сельдь и т. д.)
- Правильно, хлопцы и девчата.
- А, кто скажет, чем отличается пресноводная рыба от рыбы, живущей в солёной воде? (пресноводная рыба живёт в реках, прудах, озёрах, т. е. там, где вода пресная, несолёная в отличие от морской рыбы).
- А, какие животные водятся в лесах Кубани? (медведь, волк, шакал, лиса, заяц, кабан, ёж).
- А знаете ли вы птиц? (куропатки, голуби, воробьи, жаворонки, ласточки, стрижи, вороны, сычи, удоды, соловьи, сойки, дятлы, чайки, утки).
- А, какие деревья растут в территории нашей малой родины? (береза, дуб, клён, чинара, каштан, ясень, тополь, пихта, сосна, ель, кипарис, пальма, платан, акация, калина, фруктовые деревья).
7 ребенок: Курень казачий – старое жилище.
Откроем дверь, входи смелей, дружок.
Здесь стол и лавки, значит, будет пища:
Сметана, борщ да сдобный пирожок.
8 ребенок: Здесь колыбель, а значит, будут дети.
В казачьих семьях деток целый ряд.
А там где дети, ярче солнце светит
А там где дети, мир, любовь и лад.
- А, помните, как поселились казаки на Кубани и жили свободно, как умело стерегли они свои границы. Это были храбрые люди, удалые. Они умели и воевать и жить ладно. Семьи у казаков были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.
- Давайте вспомним, чему учили в казачьих семьях малых ребят? (уважать и почитать старших, быть вежливыми, скромными, честными, трудолюбивыми).
- Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Видите, как они украшают светёлку. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики, прялка.) А возле хаты, гляньте, что это? (плетень с сушащимися на нем горшками)
Дети: Скатерти красивые украшены кружевами.
Ведущая: А как их называли в старину? (настольник, так как ее клали на стол). Что ещё вы видите? (салфеточки, полотенца) а как на Кубани называли полотенца? (рушники)Вышивали на рушниках узоры, птиц, зверей и т. д. Вышивка означала следующее. Например, цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи. Корни - бабушка и дедушка, цветы - родители, бутоны - дети, прямая чёрная линия -, символ земли. Рушниками украшали свои дома, а самый красивый вешали в видный угол, где висели иконы.
- Предлагаю вам «вышить» рушник.
Воспитатель раздает элементы узора, дети выкладывают свой узор на ватмане.
- А пока наши рукодельницы вышивают, мы послушаем стихи.
9 ребенок: "Кубанский рушник"
Вышивала казачка рушник
Поздней ночью при свете луны.
Под рукой разливался родник,
Под рукой распускались цветы.
10 ребенок: Напевала о женской судьбе.
Нить скользила тонка и легка.
Богородица-мати, в беде
Не оставь моего казака.
11 ребенок: Вышивала калинову гроздь.
Счетный крест – рукоделье веков.
Лютый враг да непрошенный гость
Пусть не тронут родных берегов.
12 ребенок: Вышивала пока рассвело,
Петухи закричали вдали.
В Красный угол легло полотно
Оберегом кубанской земли.
Воспитатель показывает "вышитые" рушники. Один - длиннее, другой - короче.
- Посмотрите, какие красивые рушники получились у наших рукодельниц. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: - Один - длиннее, другой - короче. На одном "вышито" восемь узоров, на другом - шесть.
Воспитатель: Что больше: восемь или шесть? На сколько? (ответы детей)
Вызванный ребенок крепит на коврограф цифры 8 и 6 и ставит между ними знак ">".
- Что за посиделки без частушек? Ой, девчушки-хохотушки, запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, чтобы было веселей! (дети поют)
1. Мы кубанские девчата
На Кубани мы живём
Мы кубанские припевки
По-кубански пропоём.
2. На кубанской на земле
Все поля обширные
Приезжайте в гости к нам
Все мы люди мирные.
3. Во саду, ли в огороде
Урожай хороший.
Много яблок, много груш
Будут у нас гроши.
4. Во саду, ли в огороде
Картошечка родит.
А казачка каждый день
Кучери наводит.
5. За Кубанью за рекой
Пашут наши трактора
Мы кончаем петь припевки
Нам домой идти пора.
Ведущая: Знаете ли вы кубанские народные игры? («Кубанка», «Брыль», «Тополек», «Петушок» и др.) а давайте сыграем с вами в «Петушка»? (да)
Проводится игра "Петушок".
Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит.» Петушок: «Кукареку!» Выбранный отгадывает, кто кричал.
Ведущая: Ну, и весело у нас, ноги сами рвутся в пляс! Разве можно устоять? Так давайте ж петь и танцевать! (дети поют песню "Кубань" муз. и сл. народные)
Дети рассаживаются на свои места. Звучит гимн Краснодарского края. На фоне гимна читается стихотворение "Дивный Краснодарский край".
13 ребенок: Дивный Краснодарский край! Житница России.
Твои бескрайние поля, пролегли на мили.
Здесь под небом голубым райский сад цветущий,
А в полях твоих стоит вечный хлеб насущный.
По Кубани, по реке хутора гнездятся,
Солнца нежные лучи в той реке резвятся.
Ведущая: Рыбаки блесну кидают в плавное теченье,
Солнцем одаренный край! Божье сотворенье.
Знать, по щедрости Творца природа одарила,
Нивы, реки и моря, всё в одном вместила.
Люди едут отдыхать сюда со всей России.
Ах, какая благодать, край ты сердцу милый.
Есть под небом чудный рай. Это Краснодарский край!
Ведущая: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ угощеньем знатным.
14 ребенок: Чай горячий - наша сила, Украшение стола.
С чая лиха не бывает - Так в народе говорят!
Чай - здоровье, всякий знает, Пей хоть пять часов подряд.
Ведущая: Приглашаю вас, ребята, отведать чай из самовара с медом, вареньем, баранками.