Елена Сергеева
Открытое занятие для подготовительной группы по познавательно-речевому развитию «Дикие и домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие для подготовительной группы
по познавательно-речевому развитию Тема : «Дикие и домашние животные»
Программное содержание:
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие для подготовительной группы по познавательно-речевому развитию „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.
Развивающие : Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас ( закрепление слов: беличий, медвежий, заячий, лисий, волчий, логово, хлев); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Кто лишний?», «Назови маму», «Назови детеныша».
4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».
5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Лесные жители»
Оформление: «Лесная опушка» (деревья, грибы, цветы); «Подворье» (домик, плетень, большие глиняные фигурки домашних животных, слайд-заставка «Лес»
Материалы и оборудование: верховые куклы диких и домашних животных, ширма, магнитная доска, опорные схемы для рассказывания, листы с заданиями, карандаши, «Кочки» из бумаги разной формы, конверт с заданиями, рисунки для игры «Исправь ошибку художника», картинки с изображением диких и домашних животных
Аппаратное обеспечение: мультимедийная установка.
Программное обеспечение: Аудиозапись «Голоса леса»
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, Домашними бывают и помогают людям. - Кто они такие? Дети: Животные.
Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята, нас в гости к себе на подворье пригласила Хозяюшка Варварушка, она обещала познакомить нас с животными, живущими у нее на скотном дворе. Отправляемся в деревню! Дыхательная гимнастика «Запах деревни»
Воспитатель: Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты, растущих вдоль забора. Выдыхаем через рот(2-Зр.). А вот и Варварушка. Здравствуй, хозяюшка!
Варварушка: Здравствуйте, ребята! У меня много домашних животных, вы всех узнали? (Дети называют домашних животных, чьи фигурки расположены на скотном дворе.)
Молодцы, ребята! Но вот беда- от меня сбежал мой любимый кот Тишка, решил стать свободным и жить в лесу. Боюсь я за него, ребята, ведь в лесу много зверей, они могут моего Тишку обидеть, он может заблудиться, помогите мне, пожалуйста, его найти.
Воспитатель: Ребята, поможем Варварушке найти ее любимого Кота?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Тогда отправляемся в лес! Чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам любой формы, кроме круга. (Дети прыгают по кочкам разных геометрических форм, пропуская круги.) Молодцы, вот мы с вами и в лесу! (На мультимедийном экране появляется заставка леса, звучит мелодия с голосами птиц) Здравствуй, добрый лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Дыхательная гимнастика «Запах леса»
Воспитатель: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.).
Ребята, я знаю, кто нам поможет найти Кота, это Старичок-Лесовичок.
(Выходит Старичок-Лесовичок)
Старичок-Лесовичок. Кто в лесу моем гуляет?
Кто здесь песни распевает?
О, да это ребятишки-
Смешливые девчонки,
Забавные мальчишки.
Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Старичок-Лесовичок. Узнали, дети, вы меня? Я Старичок-Лесовичок. Кто природу губит, С тем я строг, а кто лес уважает, Растения не обижает, зверям помогает, Тот гостем желанным у меня бывает.
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, помоги нам, пожалуйста, отыскать в твоих владениях Кота Тишку, мы боимся, как бы он в беду не попал!
Старичок-Лесовичок. Отчего ж не помочь, только сначала выполните мои задания. В лесу под самой большой елью найдете конверт, в нем мои задания, когда вы их все выполните, позовите меня, и я подскажу вам, где Кота в лесу найти.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, придется нам все задания Старика-Лесовика выполнить.
(Дети вместе с воспитателем находят конверт с заданиями.)
1 задание. «Назови дикого предка»
Воспитатель: Дети, а вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей).
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. (Слайд) А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы (Слайд) - собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. И первое задание - Я буду называть домашнее животное, а вы назовите его дикого предка (Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, кошка - рысь и т. д.) Молодцы!
2 задание. «Исправь ошибку художника». Дидактическая игра «Чей хвост?» ( На магнитной доске изображены: медведь с лисьим хвостом, заяц-с беличьим, лиса- с волчьим, волк- с заячьим, белка- с медвежьим)
Дети отвечают на вопрос «Чей хвост?», затем исправляют ошибки.
3 задание. Дидактическая игра «Кто где живет?» Вспомните, как называется жилище животных?
(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога, лиса- нора, свинья- свинарник, лошадь-конюшня, корова- коровник и т. п.) Молодцы!
4 задание. Изобразить повадки животных. Физминутка «Лесные жители»
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка, мы свели лопатки, Мы походим на носках, а потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый. И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка. Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.
5 задание. Игра «Расскажи о себе»
Воспитатель: Нужно представить себя каким-либо животным и рассказать о себе с помощью схем. (Каждый ребенок берет карточку с изображением животного)
Педагог задает вопросы:
1. Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост. (Лиса)
2. Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь)
3. В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова)
4. У этого животного кудрявая шерсть. (Овца)
5. Это животное стало первым другом человека. (Собака)
6. У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц)
Дети, чьи картинки были отгадками на вопросы, выходят к схемам.
6 задание. «Назови сказку»
Воспитатель: Какие вы знаете сказки о диких и домашних животных?
Дети: «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Рукавичка»; «Заяц - хваста»; «Ёж и заяц»; «Два жадных медвежонка»; «Теремок», «Три поросенка», «Кот Котофеевич», «Зимовье зверей», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и Медведь» и др.
7 задание. «Сосчитай правильно»
Воспитатель: Ребята, а теперь надо выполнить задание на листах бумаги.
Надо сосчитать, сколько треугольников, кругов, овалов, прямоугольников понадобилось Лесовику, чтобы нарисовать диких и домашних животных, впишите в пустые клеточки нужную цифру.
(Дети выполняют задание, рисунки прикрепляют к магнитной доске.) Ребята, мы выполнили все задания Лесовичка, давайте его позовем! Выходит Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок, мы с ребятами выполнили все твои задания, ты обещал нам помочь найти кота Тишку.
Старичок-Лесовичок: Молодцы, ребята, конечно, я вам помогу! Кот ваш прячется за кустом малины на опушке моего леса.
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, мы пойдем искать Кота!
Ребята, да вот же он, Тишка, выходи, не бойся, это мы- ребята из детского сада!
(На ширме из-за куста появляется Кот-верховая кукла.) Тишка, тебе понравилось в лесу жить?
Кот: Нет, я домой хочу, я понял, что домашнему животному лучше жить рядом с человеком, ведь мне ненужно строить себе жилье, самому добывать пищу, защищаться от врагов, лежи себе на лавке, пей молочко, ешь рыбку, да еще хозяйка погладит да ушком почешет. Пожалуйста, отведите меня домой, а то я в лесу заблудился.
Воспитатель: Конечно, мы поможем тебе найти дорогу домой.
(Под музыку идут за воспитателем к подворью, Варварушка встречает гостей.)
Спасибо вам, ребятушки, за Тишку моего непутевого, надеюсь, он больше не будет в лес убегать. Приходите ко мне снова в гости.
Заключительная часть;
Воспитатель: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)
- не умеют строить себе жилье,
- самостоятельно добывать для себя пищу,
- защищаться от врагов.
И подводя итоги нашего путешествия, не забудем о диких животных :
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Создание ситуации ожидания:
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей). Вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.
Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот, который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».