Получи документы

Открытое занятие «Чудо-самовар»

Березюк наталья
Открытое занятие «Чудо-самовар»
▼ Скачать + Заказать документы

группе «Чудо-самовар»

Составитель: Березюк Наталья Владимировна

Цель: Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей интерес к традициям

русского народа, познакомить с обрядом чаепития, пополнить словарный запас,

формировать знания о культуре поведения за столом.

Задачи:

1. познакомить детей с историей возникновения и появления самовара

на Руси, с традициями народного чаепития ;

2. расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»,

«посиделки», «горница», «фарфор»;

3. воспитывать у детей желание быть гостеприимными,

Публикация «Открытое занятие „Чудо-самовар“» размещена в разделах

доброжелательными;

4. доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру

чаепития, культуру поведения за столом;

Воспитатель: Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете о каком предмете идет речь.

Мой сердечный друг-приятель

В чайном тресте председатель:

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий:

Без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом невелик,

А пыхтит, как паровик. (ответы детей) Воспитатель: Да. Это самовар

Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара.

Воспитатель: Много лето тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью.

Воспитатель: В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то люди и придумали самовар.

Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая

Воспитатель: Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение

В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель: В каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стал город Тула.

Воспитатель: Какие только самовары они не делали: круглые, цилиндрические и конусообразные, квадратные, простые и расписные. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

Воспитатель: Не одно чаепитие не обходилось без игр-забав. А теперь, мои дорогие, нам пора немного размяться

Под русскую народную мелодию выходят четыре мальчика (трое одеты в русские народные костюмы, один в костюм «самовара»).

Первый ребенок:

Не толпитесь у дверей-

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем ребятишки,

И баранки, и коврижки.

Второй ребенок:

Мы на чай вас позовём,

И чайку для вас нальём.

Сверху-пар, снизу-пар,

Вот он, русский самовар.

(показывает на ребёнка в костюме самовара)

Третий ребё нок:

Самовар у нас стоит,

Весь, как солнышко, блестит.

А как танец зазвучит,

Подпевая он кипит…

(слышны звуки кипения чайника)

Девочки исполняют танец под песню «Пых-пых, буль-буль».

Четвертый ребё нок:

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Пятый ребё нок:

Самовар раздут и горд,

Чай по чашкам раздает.

Вкусным чаем знаменит!

Ох, горяч! Но не сердит.

Самовар:

Ах, как славно танцевали.

А со мной вы не играли!

Шестой ребё нок:

Так давайте же сейчас,

Поиграем мы для вас!

Проводится игра «Пузатый самовар» :

Девочки - «чашечки» стоят в кругу, мальчик-«самовар» в центре.

Выходит ребёнок и «дразнит самовар» :

Ты, пузатый самовар,

У тебя горячий пар.

Ты, красивый, расписной,

Поиграй-ка, ты со мной!

Раз, два, три,

А, ну-ка, догони!

«Самовар» догоняет ребенка. Игра повторяется 2-3 раза

Седьмой ребё нок:

Быстро времечко бежит,

Самовар уж не кипит.

Нам пора уже прощаться,

В путь-дорогу собираться,

Вы без нас здесь не скучайте,

В гости чаще приглашайте!

Воспитатель заносит самовар

Воспитатель:

Давайте внимательно рассмотрим самовар и узнаем, из чего он состоит:

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

5. Снаружи он гладкий и блестящий.

6. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной.

Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для добывания огня.

Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?

1. Из окошка вывалился стол. И пошёл, пошёл, пошёл. …А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит. И товарищам кричит:

“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К. Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(К. Чуковский “Мойдодыр”)

3. Муха, Муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(К. Чуковский “Муха-цокотуха”)

– Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, устроим соревнование.

За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

Воспитатель:

А сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на загляденье….

Ну и объедение. (Бублик/баранок)

Бел как снег,

В чести у всех

В рот попал

Там и пропал. (Сахар)

Стоит толстячок

Подбоченивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьёз.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет — убедится. (Чайник)

Зелёный, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

"Что утром пьёшь с лимоном"? (ЧАЙ)

А откуда к нам пришёл чай? Чай привезли к нам из Китая. Рос он на деревьях высотой

10-15м. На деревьях собирать листочки и веточки было очень сложно и селекционеры

вывели новые сорта в виде кустарников. Молодые листочки по-китайски называются -

«ЧА», отсюда и пошло название «Чай».

После сбора свежие сорванные чайные листочки слегка подвяливают на свежем

воздухе. Как только листья становятся «мягкими», их как бы «обжаривают» на

раскаленном воздухе. От того, как высушены листочки, формируется цвет чая.

Чай бывает черный, зелёный, красный. Жёлтый чай получают не из листьев, а из

почек чайного листа. Два дня в год, в начале апреля и в начале сентября, молодые листья

покрываются белым пухом. Пух собирают утром 4-5 часов, (потом он разлетается). Из

него готовят белый чай.

А как правильно заваривать чай? (Хозяйка-воспитатель показывает детям, объясняя

при этом, как правильно заваривать чай).

Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно

кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки,

желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если

при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует –

такой чай самый ароматный.

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Чашка чая - это уют и

мир в доме. Чашка чая - это повод для встречи.

Когда закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем.

Воспитатель: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

Воспитатель: Ребята дайте поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?» :

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?

-Если с листьями жасмина?

-С веточками малины?

-С листьями клубники?

-С веточками вишни?

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?

-Если в чай добавить кусочки яблока?

-Цедру лимона?

-Кусочки персика?

-Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай?

Воспитатель: Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что ещё делают на праздниках?

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру – хоровод «Бабушка Маланья».

«У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего) даю ему платочек

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Итог занятия

Воспитатель:

- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?

- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?

- Что нового Вы узнали?

- Что делали люди в праздники?

- Понравилось ли вам наше занятие?

- А на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие по нашей необъятной России, побываем на Родине чая в Китае и познакомимся с традициями чаепития народов разных стран.

Воспитатель: Ну, а теперь приятного чаепития! Звучит песня Ю. Тухманова «Самовар».

Воспитатель: Ну, раз теперь, мы все узнали о Самоваре. Можно попробовать и чай из него.

Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Публикации по теме:

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа) Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа. Дидактические задачи: Образовательные: закреплять.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий»Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий» Конкурс-игра «Путешествие в мир профессий»Цель: закрепить представление о многообразии профессий. Задачи: Актуализировать знания о профессиях,.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный лес»Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный лес» Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков»Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков» .

Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР» проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка» Актуальность: Многие праздники,.

Занятие «Чудо-самовар»Занятие «Чудо-самовар» Чудо-самовар Цель: Познакомить детей с предметами старинного русского быта. Задачи: Образовательные: 1) Раскрыть значение самоварной традиции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Чудо-самовар»
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 16:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Чудо-самовар»» (включая файлы) размещена пользователем Березюк наталья (УИ 2399734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД