Ирина Галимова
Открытая организованная образовательная деятельность «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Башкортостан – моя родная республика»
Образовательная область : познавательное развитие
Направление: Формирование целостной картины мира
Цель :
• Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
• Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
Образовательные :
• Совершенствовать связную речь;
• Развивающие:
Публикация «Открытая организованная образовательная деятельность „Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
• -способствовать развитию познавательной деятельности у детей;
• -развивать воображение, мышление детей;
• -развивать мелкую моторику.
• Воспитательные :
• -формировать патриотическое воспитание у детей;
• -вызвать гордость за свою республику;
• -повышать уровень речевой культуры у детей.
Средства: бумажный цветок курая; аудиозапись мелодии, исполняемой на курае; аудиозапись гимна РБ; картинки (флаг и герб РБ, национальные костюмы); цветок курая на экране, муляж башкирских национальных блюд, музыкальные инструменты (думбыра, кубыз, курай) .
Предварительная работа : беседа о родине, рассматривание изображений природы, достопримечательностей Башкортостана и города Дюртюли.
Ход ООД.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Наше занятие, я бы хотела начать со стихотворения:
В кольце крутых излучин Агидели,
Как богатырь в серебряном ремне,
Ты часовым Урала с колыбели
Стоишь, Уфа, навек родная мне.
Воспитатель : Вам понравилось стихотворение? Это стихотворение нашего земляка, поэта Назара Наджми. (портрет) Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
- Правильно, это стихотворение о родном крае, родине. А что мы называем родиной? (ответы детей : родина – это то место, где мы родились живем.)
-А где мы живем? (страна Россия, Республика Башкортостан, г. Дюртюли)
-Молодцы ребята!
Воспитатель : Сегодня я приготовила для вас цветок. Скажите, как он называется? (Это цветок курая.)
-Да, это цветок курая, растение, которое растет на территории Башкортостана. Курай называют эмблемой, визитной карточкой нашей республики. В каждом лепестке соцветия спрятаны интересные задания. Давайте посмотрим, что нас ожидает под первым лепестком.
1. Задание «Географическая карта»
Ребята, посмотрите, что это? (это географическая карта РБ.)
Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть горы, леса, реки.
(Фото с изображением РБ с высоты птичьего полета.)
-Какие реки протекают на территории нашей республики? (Караидель, Белая, Уфа, Инзер и др.)
-Какие горы вы знаете? (Уральские, Тора-тау) Хорошо.
Воспитатель. Кто знает, чем богата наша республика? (Ответы детей : в Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.)
2. Задание называется «Города».
- Назовите, пожалуйста, столицу республики Башкортостан. (Уфа.)
- Молодцы ребята!
Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики». (Дюртюли, Агидель, Нефтекамск, Стерлитамак, Белебей, Салават, Бирск, Мелеуз и т. д.) Правильно!
Воспитатель. Смотрим следующий лепесток.
3. Задание «Государственные символы».
(Герб, флаг, гимн Башкирии).
- Ребята, у каждой Республики есть своя символика.
- Что мы называем государственной символикой РБ? (ответ детей, показ картинки флага)
-Что обозначают цвета на флаге? (Синий - это безоблачное небо, белый - чистота души народа, зеленый - жизнь, вера в жизнь.)
- А еще, что мы называем государственной символикой РБ? (Герб РБ, показ картинки)
-Что изображено на гербе? (на фоне восходящего солнца Салават Юлаев). Верно. Кем он является для башкирского народа? (Это национальный герой, поэт, воин, джигит.)
- Еще что изображено на гербе РБ? (По краю герба расположен башкирский национальный узор, орнамент - кускар. Под гербом – флаг нашей республики и цветок курая.)
-Ребята, а давайте мы с вами составим герб РБ из частей, за одно и посмотрим, на сколько вы внимательны. Но для начала, поиграем пальчиками. (пальчиковая гимнастика, далее работа за столом под мелодию курая)
-А сейчас я вас познакомлю с еще одной символикой РБ, а называется она - Гимн РБ (закрепление названия, хором и индивидуально)
Эта торжественная музыка звучит на торжественных мероприятиях, праздниках. Гимн слушают стоя и молча. Давайте послушаем эту музыку. Прошу всех встать.
Воспитатель. Что же нас ждет под следующим лепестком? Посмотрим.
4. Задание «Национальности»
(Распечатанное изображение людей в национальных костюмах.)
Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории нашего края? (Башкиры, татары, русские, узбеки, армяне, марийцы и т. д.)
Правильно, люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
А теперь, нам с вами нужно немного отдохнуть.
Физминутка
«Что мы Родиной зовём?»
1.-Что мы Родиной зовём? Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх
Дом, где мы с тобой живём! Показать над головой домик
И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём Руки поднять вверх, расслабить и покачать как березки качаются от ветра
2.- Что мы Родиной зовём? Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх
Поле… руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины
… с тонким колоском ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать как растёт колосок
Наши праздники и песни хлопают в ладоши
Тёплый ветер за окном губы трубочкой – дуть и одновременно руки в стороны, сгибая в локтях, показать как дует ветер
3. - Что мы Родиной зовём? Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх
Всё, что в сердце бережем! Прижать руки к груди, плечи вперед
И под небом Синим-синим Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх
Рядом с мамой мы идем! Ладони совместить, большие пальцы прижать к указательным, движение ладонями влево-вправо – показать как колышится флаг на ветру
Воспитатель. Ребята, послушайте, какая красивая мелодия! Это какой национальный музыкальный инструмент играет? (курай) Правильно, молодцы!
Существует легенда:
«Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же приятные звуки». Так появился наш национальный музыкальный инструмент. Давайте еще раз послушаем, как звучит курай.
Открываем лепесток. А здесь у нас, что? (национальные инструменты).
5. Задание «Национальные инструменты»
Ребята, назовите, пожалуйста, какие национальные инструменты здесь видите? (Нужно назвать национальные башкирские инструменты -Курай, кубыз,думбыра). (показываю инструменты настоящие)
/Звучит аудиозапись. / (слайд с изображением цветка курай)
Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, поля, реки, леса.
Воспитатель. Каждая Республика и каждый город славится своими героями – земляками. Открываем следующий лепесток.
6. Задание «Герой земляк»
- А какого земляка героя вы знаете? (Василий Горшков, Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза) дети говорят о том, где находится памятник, о том что улица названа в честь Героя и наш детский сад находится по адресу Василия Горшкова.
- Молодцы ребята! Адрес детского сада вы назвали, а свои адреса вы все знаете? (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель. Ой, кажется запахло чем то очень вкусным, ребята (подходим к столу с национальными блюдами) Что же нас ждет под следующим лепестком?
7. Задание «Национальные блюда»
-Назовите башкирские национальные блюда?
(Очпочмак, баурсак, зур бэлеш, кумыс и т. д.) Наш край славится целебным напитком-кумысом. Это кислое кобылье молоко.
Восптатель. Наше занятие подошло к концу.
Вы много знаете про нашу республику и многое вам еще предстоит узнать.
А что бы вы рассказали про нашу РБ гостям из других республик?
Молодцы, ребята! Всем большое спасибо за внимание!