Светлана Хабарова
Проект «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственно-го воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Публикация «Проект „Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, семье, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Основная цель проекта – помочь каждому ребенку понять, что значит для него Родина. Создание педагогических условий для развития у дошкольников ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного города, воспитания основ гражданственно-патриотических чувств.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
• Воспитывать в детях любовь, уважение, привязанность к семье, ближайшему окружению, родному краю, Родине.
• Знакомить с понятием «Родина – Россия» через ознакомление с родным домом, родным городом, родным краем.
• Приобщать к русской народной культуре через устное народное творчество, изобразительное искусство, беседы, игры, музыкальное развитие.
• Знакомить с природой родного края, воспитывать особенно пра-вильное отношение к окружающему миру, родной природе.
• Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Ребенок открыт для познания мира, формируется эмоционально насыщенное отношение к своей семье, к родному дому, к нашей Родине – России, уважительно относится к народной культуре.
• В процессе ознакомления с народными традициями, обычаями активизируется словарь, развивается связная речь.
• Ознакомление с народными традициями, обычаями способствует развитию продуктивной деятельности.
• Родители принимают активное участие в проектной деятельности, в выставке рисунков по теме проекта, участие в совместных праздниках, тематических вечерах.
Проект состоит из комплекса мероприятий, разделенные на блоки: «Ребенок и его ближайшее окружение», «Я и моя семья», «Ребенок и родная природа», «Русская народная культура и традиции», «Моя Родина – Россия!»
Сентябрь
Предметный мир и труд взрослых
1 «Наш детский сад».
2 «Кто работает в детском саду»
Природный мир
1 «Осень»
2 «Знакомство с календарем наблюдений»
Рисование
1 «Яблоко»
2 «Корзина яблок»
Лепка
1 «Яблоки и ягоды»
2 «Овощи»
Аппликация
1 «Яблоки в саду»
2 «Листопад»
Итоговые мероприятия
Совместное развлечение с родителями «Вечер загадок».
Настольный театр по русской народной «Колосок».
Д/и «Вершки-корешки», «Угадай, что съел».
Октябрь
Предметный мир и труд взрослых
1 «Я и моя семья»
2 «Кто мы, какие мы?»
Природный мир
1 «Осень в гости к нам пришла»
2 «Листопад»
Рисование
1 «Грибок»
2 «В нашем саду листопад»
Лепка
1 «Грибы в корзине»
2 «Ежик»
Аппликация
1 «Что нам осень принесла» (урожай)
2 «Листопад»
Итоговые мероприятия
Музыкальное развлечение «Осень, осень в гости просим»
Беседа о семье, о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа)
Рассматривание фотографий членов семьи.
Сюжетно ролевая игра «Семья»
Оформление родительского уголка «Я в мире человек»
Ноябрь
Предметный мир и труд взрослых
1 «Мой город»
2 «Моя страна»
Природный мир
1 «Поздняя осень»
2 «Как зимуют звери в лесу»
Рисование
1 «Дом, в котором ты живешь»
2 «Улица нашего города»
Лепка
1 «Медведь»
2 «Заяц»
Аппликация
1 «Большой дом»
2 «Светофор»
Итоговое мероприятие
Знакомство с символикой России (герб, флаг)
Знакомство с родным городом.
Целевая прогулка «Что такое улица»
Настольный театр «Три поросенка»
Совместная деятельность родителей и детей «Осенние поделки»
Выставка фотографий «Моя родная улица».
Консультация для родителей «Обязанности ребенка дома»
Декабрь
Предметный мир и труд взрослых
1 «Традиции семейного праздника»
2 «История Нового года»
Природный мир
1 «Как зимуют птицы?»
2 «Как живут комнатные растения зимой?»
Рисование
1 «Елочка»
2 «Нарядная елочка»
Лепка
1 «Снегурочка»
2 «Птички на кормушке»
Аппликация
1 «Бусы на елку»
2 «Новогодняя открытка»
Итоговое мероприятие
На прогулке подкормка и наблюдение за птицами.
Совместная деятельность родителей и детей «Изготовление новогодней игрушки», «Изготовление кормушек для птиц».
Праздничный утренник «Новый год».
Январь
Предметный мир и труд взрослых
1 «Зимние забавы»
2 «Рождественские посиделки»
Природный мир
1 «Прогулка в зимний лес»
2 «Колядки»
Рисование
1 «Деревья в серебре»
2 «Волшебница - зима»
Лепка
1 «Девочка в зимней одежде»
2 «Рождественский хоровод»
Аппликация
1 «Снежинка»
2 «Рождественская елка»
Итоговое мероприятие
Презентация «Зимние виды спорта».
Беседа с детьми «Как я провел новогодние каникулы».
Конкурс «Рождественская открытка».
Чтение В. Одоевский «Мороз Иванович»
Февраль
Предметный мир и труд взрослых
1 «Наша армия»
2 «День защитника Отечества»
Природный мир
1 «Беседа о домашних животных»
2 «Животные нашего леса»
Рисование
1 «Кораблик»
2 «Праздничный салют»
Лепка
1 «Самолетик»
2 «Флаг России» (плоскостная лепка)
Аппликация
1 «Летят самолеты»
2 «Открытка для папы, дедушки»
Итоговое мероприятие
Презентация «Знакомство с разными родами войск».
Беседа о военной технике.
Разучивание стихов и песен к празднику.
Совместное с родителями спортивное развлечение «Наши доблестные защитники».
Рассказы о былинных героях.
Март
Предметный мир и труд взрослых
1 «Мамина профессия»
2 Знакомство с русским народным промыслами.
Природный мир
1 «Пробуждение природы»
2 «Жизнь диких зверей весной»
Рисование
1 «Букет для мамы»
2 «Роспись барышни»
Лепка
1 «Бусы для мамы»
2 «Барышня» (глина)
Аппликация
1 «Изготовление открытки к 8 марта»
2 «Нежные подснежники»
Итоговое мероприятие
Подготовка к празднику посвященному Дню 8 марта, разучивание стихов, песен, чтение художественной литературы.
Оформление альбома о русских промыслах.
Фольклорный праздник «Масленица».
Посадка семян гороха, лука, цветов.
Апрель
Предметный мир и труд взрослых
1 «Знакомство с народной культурой и творчеством»
2 «Русские народные сказки»
Природный мир
1 «Родная природа в рисунках детей»
2 «Экскурсия в краеведческий музей»
Рисование
1 «Дымковская барышня»
2 «Моя любимая сказка»
Лепка
1 «Тарелочка»
2 «Сказочный герой»
Аппликация
1 «Украсим Матрёшке сарафан»
2 «Теремок»
Итоговое мероприятие
Выставка предметов народного промысла.
Конкурс поделок «Пасха»
Фольклорный праздник.
Знакомство с русскими народными сказками; потешками.
Конкурс чтецов посвященный произведениям А. С. Пушкина, А. Барто.
Конкурс рисунков по сказкам.
Драматизация сказки «Репка»
Май
Предметный мир и труд взрослых
1 «День Победы»
2 «День семьи»
Природный мир
1 «Путешествие в весенний лес»
2 «Первоцветы»
Рисование
1 «Салют над нашим городом»
2 «Радуга - дуга»
Лепка
1 «Гвоздики» (барельеф)
2 «Божья коровка»
Аппликация
1 «Поздравительная открытка»
2 «Нарядная бабочка»
Итоговое мероприятие
Экскурсия к обелиску, возложение цветов.
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов о Дне Победы.
Совместное участие в шествии «Бессмертный полк».
Участие семей в акции «Вместе с ГТО»
Июнь
Предметный мир и труд взрослых
1 «День защиты детей»
2 «День России»
Природный мир
1 «Мы сажаем огород»
2 «Береги свою планету»
Рисование
1 «Я рисую детство» (на асфальте)
2 «Российский флаг»
Лепка
1 «Солнышко» (барельеф)
2 «Российский флаг»
Аппликация
1 «Разноцветный хоровод»
2 «Российский флаг»
Итоговое мероприятие
Спортивный семейный праздник «Мама, папа я - спортивная семья». Беседа с детьми «Ты имеешь право!». Консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Фотоотчет «Мы - патриоты!»
Список литературы:
1. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М Владос 2010.
2. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
4. Маханева, М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание дошколь-ников : Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
5. Н. В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.
6. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
7. Т. А. Шорыгина «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» Москва, Издательство ГНОМ, 2014
8. Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах». «ТЦ СФЕРА», 2010