Ольга Артюгина
Открытое мероприятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Лед — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей о свойствах воды и льда.
Задачи:
Образовательная:
-Совершенствовать представления детей о значении воды и льда в жизни человека:
-знакомить с различными свойствами воды и льда,
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Развивающая:
-Развивать умение детей высказывать суждения, умозаключения;
Воспитательная:
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал для опытов: стаканчики, сахар, соль, кусочки льда на каждого ребенка, ложки, трубочки для питья, молоко, сок.
Публикация «Открытое мероприятие по экспериментальной деятельности в старшей группе „Лед — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: магнитофон, мяч, разрезные картинки, иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом, картинки с изображением воды, салфетки, схемы для игры.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Сегодня у нас необычное занятие ребята. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо сложить картинки.
-Что же у нас получилось?
Ответы детей: Лед и вода
Правильно, сегодня мы с вами поговорим про лед и воду, о значении и свойствах.
Ребята, чтобы наши сегодняшние гости больше узнали про воду, предлагаю поиграть в игру «Лёд, вода».
На сигнал «лёд» дети сжимают кулачки, прижимают их к груди, съёживаются, «вода» – дети плавают. А теперь давайте поиграем еще в одну игру, я начну предложение, а вы продолжите. Готовы?
Ответ детей: Да
Лёд растает и тогда
Будет из него … (вода).
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в … (водицу).
Если холод вдруг придёт,
Из водицы будет … (лёд).
Воспитатель: Ну вот мы поиграли, а теперь ребята прошу вас пройти за столы. Каждый ученый, который проводит опыты надевают халаты или фартуки, мы же с вами ученые?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Предлагаю и я вам надеть фартуки. (дети надевают фартуки)
-Ребята, а какая бывает вода?
Ответы детей: (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
-Что вода делает?
Ответы детей: (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
-Может вы знаете для чего вода нужна человеку?
Ответы детей: (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Воспитатель: Правильно. Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.
А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды.
-Что тогда произойдет?
Ответы детей: Все живое на Земле погибнет.
-Почему?
Ответы детей: Растения засохнут, животные умрут и т. д.
Ученые установили: что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды нет.
Давайте ее рассмотрим: "Какая бывает вода».
Опыт. 1 "Определение прозрачности воды" (2 ст. : 1 с водой, 2 с молоком, положить ложечки в оба стакана. В каком стакане ложка видна, а в каком нет.)
Опыт. 2 "Имеет ли вода вкус?" (дать попробовать через соломинку сок и воду)
Опыт. 3 "Вода растворитель”. (соль и сахар растворить в стакане).
Подвести детей к выводу:
1. Вода прозрачна, а молоко нет.
2. У воды вкуса нет.
3. Вода -растворитель.
Воспитатель: Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)
- Молодцы! Все старались быть внимательными.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить.
А теперь мы переходим к опытам льда:
Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).
- На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).
- Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
- Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
- Из чего же получается лед? (Из воды).
-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
Опыт со льдом.
- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд?
Ответы детей: (Зимой).
- А если мне лёд нужен летом?
Ответы детей: (Заморозить воду в морозильнике).
- Как обратно изо льда получить воду?
Ответы детей: (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
- Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите?
Ответы детей: (Лёд и два стакана разного цвета).
- Потрогайте их. Что вы заметили?
Ответы детей: (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
- Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее?
Ответы детей: (в желтом).
- Почему?
Ответы детей: (в тёплой воде лёд тает быстрее).
- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды?
Ответы детей: (Легче).
- Почему вы так решили?
Ответы детей: (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
Подвести детей к выводу:
- Что лед- это вода.
- Что лед не тонет.
Итог
- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах?
Ответы детей: (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).
- Что вам понравилось на занятии? (ответы детей).
- Что вы узнали о воде?
Ответы детей: Что вода прозрачна, не имеет цвета и запаха
Ребята, наше занятие подошло к концу.
Я хочу пожелать вам, чтобы вы были здоровыми, веселыми, красивыми.
Нашим гостям мы желаем:
Не болейте, не старейте,
Молодейте, хорошейте,
Пусть солнечное тепло радует Вас,
Унесёт все ваши невзгоды и печали.