Юлия Серова
Конспект открытого логопедического занятия «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные и их детеныши» Звук Т
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое представление, память, мышление;
- активизировать словарь;
- формирования дыхания и артикуляционного праксиса:
- обучение общим статическим артикуляционным упражнениям перед зеркалом.
- развитие звуковой культуры речи: Звук «Т».
- графо моторное развитие.
Коррекционно-обучающие:
1. Развитие лексико-грамматических форм речи
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –онок-, -енок-
2. Развитие речевого общения: Развивать диалогическую речь детей с помощью ответов на вопросы
Коррекционно-воспитывающие:
- формировать активное участие на занятии, воспитывать усидчивость; воспитание любви и бережного отношения к природе
Оборудование: картинки по теме и к дидактическим играм.
Лексика:
Существительные: заяц, зайчонок, лиса, лисенок, белка, бельчонок, волк, волчонок, медведь, медвежонок.
Глаголы: скакать, ловить, убегать.
Прилагательные: дикий, слабый, сильный, хитрый.
Наречия: быстро
Ход занятия:
I. Орг. момент. (Рассадить детей за стол)
Логопед : здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости: ваши мамы, папы. Давайте им покажем то, что мы знаем и умеем.
1. Дыхательная гимнастика «Курочка»
И. п. : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно и выполняйте все упражнения.
2. Общие артикуляционные упражнения
Маленькая белочка Широко открыт рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле “Лопаточка”.
Вот она проснулась
И весело нам улыбнулась “Улыбка”
Почистила зубки “Чистим зубы”
Прополоскала ротик “Полоскание рта”.
И пошла гулять, попрыгала по веткам
Вверх – вниз, вверх– вниз “Здороваемся с верхней и нижней губой”.
Поболтала с воробьем “Болтушка”
Увидела лошадок “Лошадка”
Устала. Вернулась в дупло.
И прилегла отдохнуть. Рот открыт, язык расслаблен.
II. Основная часть.
1. Развитие звуковой культуры речи.
Знакомство со звуком [Т].
Отрабатывать правильное и отчётливое произношение звука «Т» в обратных слогах.
- Загадка
Логопед просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Плывет по небу и дождик несет (Туча)
- Выделение первого звука?
Какой первый звук вы услышали в этом слове?
- Артикуляцию звука [Т]
— губки в свободном положении;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— кончик язычка ударяет за верхними зубками;
— горлышко «молчит».
(Логопед просит каждого ребенка повторить звук Т).
Фонетический анализ (характеристика звука – работа с звуковой таблицей) :
Давайте подберем для нашего нового звука домик! В каком же домике он у нас будет жить? Вспомним, какие две группы звуков мы с вами знаем? Правильно, гласные и согласные. Чем они отличаются?
Правильно: гласные звуки поют. Ротовой вдох проходит без преград. Вспомним гласные звуки – а, и, у и. д. Живут гласные звуки в красном домике.
А звук Т? При произнесении этого звука создается преграда – зубки не дают воздуху выйти. И пропеть звук Т нельзя, значит он какой звук? Правильно – согласный – он только соглашается петь вместе с гласными звуками. Он будет жить с синем домике.
Выделение звука изолированно, в слогах (прямых и обратных) и в словах:
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]» :
а, у, т, т, м, и. ; та, то, ма, му, ты. ; ам, ат, от, ум, кот, том, сом, кит, гном.
2 Работа по лексической теме:
А теперь мы с вами отправимся в путешествие по сказочному зимнему лесу и поговорим о диких животных.
Кто же живет в лису?
Логопед выставляет перед детьми картинки с изображением диких животных и называет их : «Вот мишка – топотыжка. Вот зайка – побегайка. Вот лисичка – сестричка. Вот волк – зубами шелк. Вот ежик – острый, как ножик. Вот белочка – рыжая девочка.» Дети хором и индивидуально произносят предложения.
Затем логопед сообщает детям, что всех этих животных называют дикими, потому что они живут в лесу, а не около человека, они боятся человека.
1. Обогащение атрибутивного словаря:
Образование предложений из вопросов:
Маленький, длинноухий, пугливый (заяц);
Какой заяц? ….
Хитрая, пушистая, проворная (лиса);
Лиса какая? ….
Серый, злой, зубастый, голодный (волк);
Большой, бурый, лохматый, косолапый (медведь).
III. Физминутка.
Давай поскачем как зайчики
Прибежала на полянку медведь Топ Топ и стал ловить зайчиков., напугала наших зайчат и они убежали.
2. Обогащение глагольного словаря: Что делали зайцы на полянке? Скакали, убегали
А медвежата? – топали, ловили
3. Развитие грамматического строя речи:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –онок-, -енок-
Налетел злой ветер и разбросал всех зверей по лесу. Не могут детеныши животных найти своих мам и пап. Поможем им ребята?
Логопед заранее разбрасывает картинки животных и их детенышей на ковре
Дидактическое упражнение: «Найди маму»
заяц – зайчонок, лиса – лисенок и т. д.
4. Формирование понимания и употребление предложных конструкций с предлогом В.
Логопед : Слушайте внимательно и делайте то, что я скажу. Возьмите карандаш в руку. Где сейчас карандаш? (В руке.). Какое маленькое слово вы услышали (В.) А теперь слушайте внимательно. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В». Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Дидактическая игра: «Кто где живет» :
Белка живет В дупле
Лиса В норе
Медведь В берлоге.
5. Развитие речевого общения
Развивать диалогическую речь детей с помощью ответов на вопросы
Рассказ «Ежик»
Еж - удивительное животное. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке.
Вопросы:
1. Про кого рассказ?
2. Чем покрыто тело ежика?
3. Что делает еж в случае опасности?
4. Чем питается ежик?
5. Где спит еж зимой?
6. Развитие графомоторных навыков
Продолжать учить проводить прямые линии по пунктирным линиям в направлении сверху вниз
«Проведи детенышей к мамам»
Ну что ребята, наше путешествие закончилось, пора и домой возвращаться.
Насмотрелись мы чудес
Жди нас снова зимний лес
Ну а нам домой пора
До свидание – УРААА!
IV. Итог.
Логопед задает вопросы по теме занятия. Выделяет самых активных, поощряет. Побуждает остальных к более активному участию на занятии.
Вопросы:
1. С каким звуком сегодня мы знакомились?
2. Какой это звук? (согласный, глухой)
3. Куда сегодня мы отправлялись путешествовать?
4. Кого мы встретили в лесу?
5. Почему их называют дикими?
6. А с каким маленьким словом мы сегодня знакомились? Что оно обозначает?
Молодцы! А мы передаем вам подарки от белочке – раздать конфеты.