Лучший педагог года

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка» (16 фото)

Оксана Назарова
Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов : художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

Публикация «Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп „Куклы из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, лента, видеть их красоту.

-Закрепить знания детей о куклах-оберегах.

-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.

-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие:

-Расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе.

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Ход занятия

1 слайд: тема занятия.

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Фото «Куклы из бабушкиного сундучка»

Хозяюшка: Ребята, хочу пригласить в мои мастерские.

Эй, честные господа,

Ко мне пожалуйте, сюда.

Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.

Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку.

Хозяюшка: Посидим рядком поговорим ладком.

Хозяюшка: Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп - фото

Дети: Россия.

Хозяюшка: 2 слайд: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? (Да, хотим)

3 слайд:

-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

-“Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку” 4 слайд:

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:

“Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

5 слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде,

6 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,

7 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!

8 слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами,

9 слайд: украшали окна деревянной резьбой,

10 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,

11 слайд: плели кружева,

12 слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же,

13 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».

Фото №1 Цель Знакомство с историей народной куклы через интеграцию предметов художественного труда чтение художественной литературы музыки и познания

-Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :

Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Достаёт тряпичные куклы и показывает детям.

Хозяюшка: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. (14 слайд)

Куклы бывают : ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот эта куколка какая?

Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – ПОЛЕШКО.

Дети: Это обыкнов нная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Хозяюшка:

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Фото №2 Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Игра проводится 1 раза. После игры дети рассаживаются на свои места.

Хозяюшка: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.

Хозяюшка: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Хозяюшка подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.

Хозяюшка: Ребята, как называется эта куколка?

Дети: Бессоница.

Хозяюшка: Почему её так называют?

Дети: В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег. «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Фото №3 Задачи Образовательные Познакомить с историей и видами народных кукол

Сонница-бесонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Хозяюшка достаёт следующую куколку.

Хозяюшка: А это что за кукла?

Дети: Кормилица.

Хозяюшка: Правильно. ля чего её изготавливали?

Дети: Такая кукла было оберегом от голода и холода.

Хозяюшка достаёт из сундучка ещё одну обереговую куколку.

Хозяюшка: Как называется эта куколка?

Дети: Пеленашка. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.

Хозяюшка: А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?

Дети: Колокольчик.

Хозяюшка достают из сундучка куклу «Колокольчик».

Хозяюшка: Пусть куколка эта и нас повеселит.

Ну, ребята, все вставайте,

Песню дружно начинайте.

Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.

Фото №4 Формировать у детей интерес эмоциональную отзывчивость чувство радости от встречи с куклами

«Кукла – Колокольчик»

1. У кого в руках игрушка

Кукла – милая подружка.

В хоровод скорей вставайте

Песню дружно начинайте.

ПРИПЕВ: Вот она, вот она

Кукла милая моя.

Я подружку смастерила,

Душу я в неё вложила.

2. Колокольчиком зову я

Куклу милую мою.

Она радость в дом приносит,

Оберегая всю семью.

ПРИПЕВ:

3. Есть особенность у куклы

На ней юбок ровно три.

Это счастье человека,

Символ веры, доброты.

ПРИПЕВ:

4. Для того, чтоб настроенье

Было поднятым всегда,

Нужно чтобы в каждом доме

Эта куколка была.

ПРИПЕВ:

После песни дети садятся на свои места.

Хозяюшка: Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой - «Зернушкой».

Хозяюшка достаёт «Зернушку».

Фото №5 Публикация Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп Куклы из бабушкиного сундучка размещена в разделах Конспекты занятий

- Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы).

- Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. Ребята, Зернушка, хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.

2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.

3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.

4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.

5. Что в поле родится, все в доме … пригодится

Фото №6 Все конспекты Кукла

6. В гостях хорошо, а дома … лучше.

Хозяюшка: Молодцы! А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обрядовые. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель подходит к сундуку и достаёт из него куклы – обрядовые.

Хозяюшка: Весной изготавливали вот такие обрядовые куколки - их называют «Мартинички», а это «Птица - Радость» - их изготавливали для весеннего обряда, связанного с приходом весны. А это что за обрядовая куколка? (Достаёт «Масленицу»).

Фото №7 Конспекты занятий с куклами Куклы обереги

Хозяюшка показывает куколки и ставит их на выставку.

Хозяюшка: А с какой обрядовой куколкой мы с вами познакомились на прошлом занятии?

Дети: С весенней обрядовой куколкой-Веснянкой.

Хозяюшка достаёт из сундучка обрядовую куколку «Веснянку»

Дети: Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.

Хозяюшка: Каким оберегом является эта кукла?

Дети: Веснянка является оберегом молодости и красоты.

Хозяюшка: Ребята, Веснянка, приготовила для вас игру.

Игра проводится под музыкальное сопровождение (русская народная мелодия).

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

Хозяюшка: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Заготовку куколки-Веснянки мы уже сделали на прошлом занятии. Сегодня я предлагаю, завершить нашу работу и подарить Веснянки нашим гостям. Но сначала вспомним правила создания кукол.

Дети: Куклы делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека.

Хозяюшка: Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для украшения этой куклы.

Фото №8 Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма сарафан кофта платок лента видеть их красоту

-Чтобы украсить куклу, надо нарядить ее в русский народный костюм и заплести косу лентами. Для украшения куколки Веснянки нам понадобиться яркая ткань для сарафана, тесьма для пояса и для косы. Наряжаем сначала куколку в сарафан. Обматываем куклу тканью с запахом сзади. Делаем складочки на платье, сверху повязываем пояском.

Фото №9 Закрепить знания детей о куклах оберегах

- Разравниваем волосы и хвостик заплетаем в косичку, украшаем лентами. Кукла Веснянка с косой готова!

-Веснянка будет «ходить» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно так как потом мы эти куколки будем дарить нашим гостям.

Самостоятельная работа под народную музыку.

Фото №10 Привлекать внимание детей к народной игрушке кукле

Хозяюшка: Какие красивые Весняночки у вас получились.

Фото №11 Изготовить традиционную народную куклу оберег

Хозяюшка: Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Выставка работ:

Фото №12 Совершенствовать мелкую моторику скручивание заматывание завязывание узлов

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Хозяюшка: Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.

Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.

Хозяюшка: тихонько раскачивает ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Хозяюшка: Вот так жили на Руси. Скажите, где вы были?

Дети: Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.

Хозяюшка: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними)

Хозяюшка: Нужно ли это нам в жизни? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).

Хозяюшка: Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?

Хозяюшка: О каких куклах вы сегодня узнали?

Дети: О «Зернушке», «Мартиничках», «Птице-Радость».

Воспитатель: Чему научились?

Дети: Мы научились украшать обрядовую куклу-«Веснянку».

Хозяюшка: Что вам понравилось в моей мастерской? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Фото №13 Развивающие Расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе

Дети: Спасибо.

(15 слайд) :

Хозяюшка: Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!

Дети. До свидания!

(Звучит народная музыка дети выходят из зала)

Публикации по теме:

Кукла-оберег на МасленицуКукла-оберег на Масленицу На Масленицу я с детьми провела непосредственную образовательную деятельность по Художественному творчеству. Ручной труд "Кукла- оберег".

Проект «Куклы русского народа» Проект: «Куклы русского народа» Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей. Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 8 июня 2013 в 09:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД