Оксана Назарова
Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп «Куклы из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов : художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с историей и видами народных кукол.
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
Публикация «Открытое интегрированное занятие с детьми старшей и средней групп „Куклы из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, лента, видеть их красоту.
-Закрепить знания детей о куклах-оберегах.
-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.
-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.
-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
Развивающие:
-Расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе.
-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Воспитательные:
-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Ход занятия
1 слайд: тема занятия.
Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.
Хозяюшка: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Хозяюшка: Ребята, хочу пригласить в мои мастерские.
Эй, честные господа,
Ко мне пожалуйте, сюда.
Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.
Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку.
Хозяюшка: Посидим рядком поговорим ладком.
Хозяюшка: Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Хозяюшка: 2 слайд: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.
Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? (Да, хотим)
3 слайд:
-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
-“Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку” 4 слайд:
(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:
“Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
5 слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде,
6 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,
7 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
8 слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами,
9 слайд: украшали окна деревянной резьбой,
10 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
11 слайд: плели кружева,
12 слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же,
13 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
-Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.
Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :
Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
Достаёт тряпичные куклы и показывает детям.
Хозяюшка: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. (14 слайд)
Куклы бывают : ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот эта куколка какая?
Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – ПОЛЕШКО.
Дети: Это обыкнов нная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.
Хозяюшка:
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.
Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Игра проводится 1 раза. После игры дети рассаживаются на свои места.
Хозяюшка: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Хозяюшка: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Хозяюшка подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.
Хозяюшка: Ребята, как называется эта куколка?
Дети: Бессоница.
Хозяюшка: Почему её так называют?
Дети: В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег. «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Хозяюшка достаёт следующую куколку.
Хозяюшка: А это что за кукла?
Дети: Кормилица.
Хозяюшка: Правильно. ля чего её изготавливали?
Дети: Такая кукла было оберегом от голода и холода.
Хозяюшка достаёт из сундучка ещё одну обереговую куколку.
Хозяюшка: Как называется эта куколка?
Дети: Пеленашка. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.
Хозяюшка: А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?
Дети: Колокольчик.
Хозяюшка достают из сундучка куклу «Колокольчик».
Хозяюшка: Пусть куколка эта и нас повеселит.
Ну, ребята, все вставайте,
Песню дружно начинайте.
Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.
«Кукла – Колокольчик»
1. У кого в руках игрушка
Кукла – милая подружка.
В хоровод скорей вставайте
Песню дружно начинайте.
ПРИПЕВ: Вот она, вот она
Кукла милая моя.
Я подружку смастерила,
Душу я в неё вложила.
2. Колокольчиком зову я
Куклу милую мою.
Она радость в дом приносит,
Оберегая всю семью.
ПРИПЕВ:
3. Есть особенность у куклы
На ней юбок ровно три.
Это счастье человека,
Символ веры, доброты.
ПРИПЕВ:
4. Для того, чтоб настроенье
Было поднятым всегда,
Нужно чтобы в каждом доме
Эта куколка была.
ПРИПЕВ:
После песни дети садятся на свои места.
Хозяюшка: Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой - «Зернушкой».
Хозяюшка достаёт «Зернушку».
- Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы).
- Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. Ребята, Зернушка, хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.
2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.
3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.
4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.
5. Что в поле родится, все в доме … пригодится
6. В гостях хорошо, а дома … лучше.
Хозяюшка: Молодцы! А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обрядовые. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Ребята, скажите, какое время года наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель подходит к сундуку и достаёт из него куклы – обрядовые.
Хозяюшка: Весной изготавливали вот такие обрядовые куколки - их называют «Мартинички», а это «Птица - Радость» - их изготавливали для весеннего обряда, связанного с приходом весны. А это что за обрядовая куколка? (Достаёт «Масленицу»).
Хозяюшка показывает куколки и ставит их на выставку.
Хозяюшка: А с какой обрядовой куколкой мы с вами познакомились на прошлом занятии?
Дети: С весенней обрядовой куколкой-Веснянкой.
Хозяюшка достаёт из сундучка обрядовую куколку «Веснянку»
Дети: Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Хозяюшка: Каким оберегом является эта кукла?
Дети: Веснянка является оберегом молодости и красоты.
Хозяюшка: Ребята, Веснянка, приготовила для вас игру.
Игра проводится под музыкальное сопровождение (русская народная мелодия).
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло (р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
Хозяюшка: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Заготовку куколки-Веснянки мы уже сделали на прошлом занятии. Сегодня я предлагаю, завершить нашу работу и подарить Веснянки нашим гостям. Но сначала вспомним правила создания кукол.
Дети: Куклы делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека.
Хозяюшка: Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для украшения этой куклы.
-Чтобы украсить куклу, надо нарядить ее в русский народный костюм и заплести косу лентами. Для украшения куколки Веснянки нам понадобиться яркая ткань для сарафана, тесьма для пояса и для косы. Наряжаем сначала куколку в сарафан. Обматываем куклу тканью с запахом сзади. Делаем складочки на платье, сверху повязываем пояском.
- Разравниваем волосы и хвостик заплетаем в косичку, украшаем лентами. Кукла Веснянка с косой готова!
-Веснянка будет «ходить» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно так как потом мы эти куколки будем дарить нашим гостям.
Самостоятельная работа под народную музыку.
Хозяюшка: Какие красивые Весняночки у вас получились.
Хозяюшка: Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Выставка работ:
Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».
По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
Хозяюшка: Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.
Начинает хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»
После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.
Хозяюшка: тихонько раскачивает ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.
Хозяюшка: Вот так жили на Руси. Скажите, где вы были?
Дети: Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.
Хозяюшка: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними)
Хозяюшка: Нужно ли это нам в жизни? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).
Хозяюшка: Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?
Хозяюшка: О каких куклах вы сегодня узнали?
Дети: О «Зернушке», «Мартиничках», «Птице-Радость».
Воспитатель: Чему научились?
Дети: Мы научились украшать обрядовую куклу-«Веснянку».
Хозяюшка: Что вам понравилось в моей мастерской? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
Дети: Спасибо.
(15 слайд) :
Хозяюшка: Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Дети. До свидания!
(Звучит народная музыка дети выходят из зала)