Наталия Кущ
Открытая интегрированная НОД «Государственные символы России» в дошкольной старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование системных представлений о государственной символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн;
- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.
Развивающие:
Публикация «Открытая интегрированная НОД „Государственные символы России“ в дошкольной старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России, эмоционально – патриотического воспитания символики России, чувства любви и гордости к Отечеству;
- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, развитие гражданского самосознания.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну - Россию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписи гимна, рассматривание карточек с символикой России.
Материалы и оборудование: слайды о символике России, ноутбук, карточки с символикой: флаг, герб, фонограмма гимна, карандаши для самостоятельной деятельности, альбомный лист, флажки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический, демонстрационный; дид. игры, загадки, вопрос – ответ, пальчиковая гимнастика, музыкальная минутка, художественное слово, сюрпризный момент, ТРИЗ.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Воспитатель: Правильно тепло. Это тепло ваших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям.
Воспитатель: Утро наступает,
Солнышко встречает.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели.
(Дети проходят на стульчики)
Воспитатель: В космосе бескрайнем
Что-то вдруг случилось,
Ярким-ярким светом
Солнце засветилось.
Осветило звезды.
Разные кометы,
И согрело нашу
Круглую планету.
На планете этой есть леса и горы,
Океаны синие, бескрайние просторы.
На планете этой мы живем друзья,
И гордо называем мы её (земля).
(Воспитатель с детьми рассматривает на глобусе, как расположены леса, моря, горы).
Воспитатель: На планете этой много разных стран. Но самая большая наша страна. Ребята, а как она называется?
Предположительный ответ детей: Наша страна называется Россия.
2. Основная часть.
Воспитатель: Россия – страна очень большая и красивая. Наша Родина огромная, просторная и необъятная. Ни одно государство не имеет такой территории, как Россия. Кто покажет на карте нашу страну? (Ребенок с помощью указки показывает территорию РФ на карте мира).
Воспитатель: А как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в этой стране?
Предположительный ответ детей: Граждане, жители, россияне.
Воспитатель: Правильно! Мы с вами живем в величественной и прекрасной стране - России! И этим нужно гордиться! Дети, мы учили стихотворение о нашей Родине, кто его расскажет? (Ребенок читает стих М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны»).
Воспитатель: Вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество и других стран – больших и маленьких. И у каждого из этих государств есть свои государственные символы.
Давайте вспомним, какие символы у России. А помогут нам в этом загадки. Послушайте внимательно первую загадку:
По ветру вьется полотно,
К шесту оно прикреплено,
У полотна три цвета.
Кто ответит, что же это?
Дети: Флаг. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, найдите среди других флагов – Российский флаг.
(Дети находят российский флаг). (Слайд 2)
Воспитатель: Много лет назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конских хвост. К этому флагу стягивались войска, и потому назывались такие флаги – стяги. (Слайд 3)Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трехцветный флаг. (Слайд 4) Что означают цвета на нашем флаге?
Предположительный ответ детей: Белый цвет означает – мир и чистоту; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу.
Воспитатель: Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. Кто глава нашего государства? (Слайд 5)
Предположительный ответ детей: Президент.
Воспитатель: Как зовут нашего президента?
Предположительный ответ детей: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Флаг, который находится у президента, называется штандартом. Давайте повторим это название. Штандарт имеет квадратную форму, в центре которой находится орел двуглавый, края украшены золотой бахромой. (Слайд 6, 7)
Воспитатель: Мы с вами уже говорили о флаге. Давайте вспомним, где часто мы встречаем флаги?
Предположительный ответ детей: Их вывешивают при проведении государственных мероприятий, праздниках, соревнований, на зданиях.
Воспитатель: Давайте мы тоже с вами на время станем спортсменами и выполним зарядку.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись
Через правое плечо,
Через левое ещё,
Дружно присели Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз».
Воспитатель: Сейчас я предлагаю сделать аппликацию нашего российского флага из готовых полосок.
(Дети выполняют аппликацию, предварительно сделав пальчиковую гимнастику).
Воспитатель: Покажите, какие флаги у вас получились. Их можно будет отнести домой и рассказать своим родителям о том, что вы знаете о флаге. А сейчас отгадайте мою следующую загадку:
2. Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
Дети: Гимн.
Воспитатель: Верно! Что такое гимн?
Предположительный ответ детей: главная песня страны.
Воспитатель: Это песня о нашей стране, как мы ее любим. Что надо делать, когда играет гимн России?
Предположительный ответ детей: Нужно вставать и слушать его стоя.
Воспитатель: Правильно! Когда мы встаем во время звучания гимна, мы выражаем свое уважение к государству. Слова нашего гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков (Слайд 8, а музыку композитор Александр Васильевич Александров. (Слайд 9) Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Узнай Гимн России». Вам надо узнать Гимн своей страны среди множества других мелодий и встать, когда он будет звучать.
(Воспитатель включает аудиозапись.)
(Дети слушают Гимн России).
Воспитатель: Слова гимна – особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, её просторами, народом, достижениями. Послушайте последнюю загадку:
3. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Слайд 10)
Дети: Герб.
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на гербе России? На нашем гербе вы видите птицу, это орел. Орел с двумя головами, что означает, что мы независимое государство. Над головами орла изображены три короны, в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. Обратите внимание на значок в центре герба – этого всадника называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белой лошади с копьем в руках. Этим копьем всадник убивает змея. Вся картина символизирует победу добра над злом. Герб России – ее опознавательный знак. Государственный герб устанавливается на специальных приграничных столбах и в местах, предназначенных для проезда в нашу страну. (Слайд 11) Герб России печатают на российских монетах. Как вы думаете, зачем?
Предположительный ответ детей: чтобы можно было российские монеты отличить от монет других государств.
Воспитатель: У вас на столах лежат монеты, посмотрите, что на них отпечатано? Двуглавый орел символизирует мощь и могущество нашего государства. А что означает всадник?
- Назовите мне все символы нашего государства.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Государственные символы объединяют людей нашей страны, выражают их нравственные идеалы, служат опознавательными знаками страны.
Задание «Моя мечта»
Воспитатель: Давай мы подумаем, чтобы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны?
Я начну, а вы – продолжите: мы могли бы поливать деревья и т. д. (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы поговорили о государственных символах РФ, но у нашей страны есть много предметов, символизирующих наше государство. Возьмите на столе по одной карточке и назовите символ, который изображен, начав фразу словами: «Символ России – это…». (Дети по очереди называют символы и крепят их на магнитную доску, возле карты России: самовар, гармонь, блины, шапка – ушанка, медведь, береза и т. д)
- Ребята, я предлагаю прочитать слова, которые вы видите на доске. И составить из них предложение, которое будет символизировать картину, которая у нас получилась. (Дети читают слова и составляют предложение: «Россия – наша Родина»).
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге, символах нашей страны. Ребята, подумайте, какие чувства вы испытываете, когда слышите слова: Родина, Отчизна, Отечество, семья, - если грусть, то возьмите хмурую тучку и прикрепите ее над картой. А если радость, счастье и гордость, то возьмите солнышко и подарите его нашей стране. (Дети выбирают и крепят смайлики)
Воспитатель: Я вижу, что все ребята гордятся своей страной. Надеюсь, что когда вы вырастите, то и Россия будет гордиться вами!