Юлия Тришина
Открытая образовательная деятельность с детьми в «Знакомимся со свойствами снега»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками
Возраст: вторая младшая дошкольная группа (3-4 года)
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Тема: «Знакомимся со свойствами снегом»
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Публикация «Открытая образовательная деятельность с детьми в „Знакомимся со свойствами снега“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Интегрированные виды детской деятельности :
Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, конструктивно-познавательная
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии - «В кругу», «В парах», «По цепочке», «Хоровод», «Большой круг», «Усложнение», «Индивидуальная деятельность с ребенком», «Хоровод», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм»; ИКТ- технология; Социоигровая технология В. Букатова - «Деление на микрогруппы по квадратам разного цвета», «Ритуал начала занятия», «Рефлексия»; ЗОЖ-технология
Материал: мультимедийные презентации «Правила поведения на прогулке зимой» и мультимедийная презентация «Приветствие», музыкальные фонограммы «Детский праздник» и «Белые снежинки», Загадка, пословицы, стихотворения, мягкий мяч «снежок», картинки «Зима», «Снеговик», мольберт, поднос со снегом, поднос с квадратами разного цвета, салфетки влажные, бумажный полотенец,.
Цель: Формирование представления о сезонных изменениях в природе и о снеге, о его физических свойствах; развитие творческого мышления через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира.
Задачи
Познавательное развитие:
- Формирование представления о сезонных изменениях в природе и о снеге, о его физических свойствах :
- Мотивировать детей к проведению простейших опытов, наблюдению и установлению причинно-следственных связей (снег белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить фигуры, снег можно покрасить, при надавливании он скрипит)
- формирование умения ориентироваться в пространстве (на листе бумаги - поле для конструктивной деятельности)
- Закрепление умения выстраивать сериационный ряд и знания определений большой, средний (по меньше, маленький (еще меньше)
- Закреплять умение в счете 1,2,3
Речевое развитие:
-Упражнять в образовании в речи относительных прилагательных (белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)
- Закреплять глагольный словарь (играть, капать, лепить, бросать, собирать);
- Продолжать формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Социально-коммуникативное развитие
- Формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской и игровой деятельности;
Закреплять правила поведения зимой;
- Совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым.
Художественно-эстетическое развитие
- Развивать художественное – эстетическое восприятие.
Физическое развитие:
- Формировать представления детей о здоровом образе жизни;
- Развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.
Активизация словаря: играть, капать, лепить, бросать, собирать, снег белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить фигуры, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д)
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы где рассказывается о снеге
2. Дидактические игры на формирование КГН: «Что лишнее?», «Помоги кукле Тане собраться на прогулку»
3. Беседа о формировании здорового образа жизни : «Как нужно одеваться зимой, «Правила поведения зимой»
6. Оформление альбома «Зимушка- зима», «Зимние забавы»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: поддон для снега, снег, разведенная гуашь, цветная картинка, компьютер, мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук, мультимедийные презнтации Power Point «Правила поведения зимой», «Давайте поздороваемся», «Загадки о зиме», белый мягкий мяч «Снежок»
Раздаточный материал: листы цветного картона формата А; кружки разных размеров (большой, средней и маленький, вырезанные из бумаги белого цвета, 2 полоски коричневого цвета- для рук, 2 маленьких квадрата черного цвета для глаз, треугольник -красного цвета, трапеция коричневого цвета – ведро, бумажные полотенца, влажные салфетки, прозрачный стакан с водой.
Раздаточный материал на усложнение - треугольники зеленого разных размеров (большой, средней и маленький).
Ход ОД
Организационный момент
(Социоигровая технология В Букатова «Ритуал начала занятия»)
(воспитатель включает презентацию с игрой –приветствие№1)
Игра- приветствие
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран Давайте поприветствуем друг друга
- Сегодня мы с вами поговорим, а в прочем… отгадайте сами. Внимательно посмотрите на экран и отгадайте сами
(Воспитатель загадывает загадку, дети смотрят на экран, отгадывают (ИКТ- технология, презентация №2)
Загадка
- Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит … снежок
- Правильно, ребята! А у меня тоже есть снежок. Давайте с ним поиграем
(На экране висит картинка - слайде снег)
Основная часть
Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Скажи какой?»
Интерактивные педагогические технологии «Хоровод» и «Незаконченное предложение»
- Ребята, встаньте, пожалуйста в кружок, а я встану в центр круга и каждому из вас по очереди буду передавать наш снежок, а вы будете называть каким он бывает и возвращаете снежок его мне и говорите снег бывает…. (Дети называют Снег бывает : белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)
Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Что сделать?» Интерактивная педагогическая технология «По Цепочке»
- А теперь передавайте снежок п друг другу и называйте что с ним можно делать ( Дети называют: играть, капать, лепить, бросать, собирать)
- Молодцы! Здорово поиграли. Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки.
- Ребята, в народе говорят:
•Много снега- много хлеба.
•Снег на полях- хлеб в закромах
Это потому что снег землю укрывает землю как одеялом и не дает вымерзнуть травке, которая появляется весной, когда сойдет снег.
Экспериментально-поисково-исследовательская деятельность
Интерактивная педагогическая технология «Большой круг»
- А теперь я предлагаю по экспериментировать со снегом. Проходите, пожалуйста к столу. Мальчики, пропустите, пожалуйста, девочек вперед. Посмотрите здесь есть емкость со снегом. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем о снеге
Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (Ответы детей; белый)
-Вывод: верно белый!
Опыт №2. «Снег можно покрасить».
- Посмотрите у меня здесь на маленькой тарелочке, снег белого цвета, но если я добавлю сюда немного краски, то снег примет цвет добавленный цвет.
-Какой можно сделать вывод: снег можно покрасить!
Опыт №3. «Воздействие температуры».
- Возьми немножко снега в ручки. Скажите, пожалуйста, какой он на ощупь ( Ответы детей: холодный мокрый)
- Подержите его в ладошке и посмотрите, что произойдет со снегом. Что с ними случилось? ( Ответы детей: Он растаяли)
- Посмотрите, если опустить снег в стакан с водой- снег тоже растает и станет водой.
- Вывод: Правильно, ручки у нас теплые и под действием тепла снег превратились в воду. Значит, снег образуются из воды
Опыт №4 «Определение сыпучий или нет»
- Посмотрите, если взять горсть снега и посыпать его, по что с ним происходит? Попробуйти сами! (Ответ детей)
Как можно назвать это свойство снега? Какой он ( Ответ детей: сыпучий)
- А еще послушайте внимательно, если я его сильно придавлю рукой, по что происходит? Давайте все вместе придавим наш снежок. ( Ответы детей: он скрипит, издает звук)
Вывод: при надавливании снег скрипит, значит он какой (Ответы детей. скрипучий)
Опыт №5. «Из снега можно лепить».
- Ребята, посмотрите: если я возьму в руки снег и покатаю его в ладонях, или сильно сожму в руке, то у меня получится комочек, а теперь и вы так сделайте Как мы называем комочек из снега? ( Ответы детей: снежок)
- Правильно. Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
- Все правильно из снега можно лепить, делать разные фигуры.
Опыт №6. «Прозрачность снега».
- Теперь я этот комочек из снега положу его на цветную картинку. Видно картинку из-под снега ( Ответ детей: нет).
- Так какой значит он, если не видно (Ответ детей – непрозрачный)
- верно! Вывод: снег – непрозрачный
- Ребята, а теперь аккуратно вытрем руки сначала влажной салфеткой, а потом насухо бумажными полотенцами.
«Обобщающий вывод по опытам» Интерактивная педагогическая технология «Мозговой штурм»
- Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге. ( Ответы детей: Снег бывает – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить, если его надавить –он скрипит и его можно покрасить)
- Молодцы! Вот как много мы узнали, а теперь давайте немного отдохнем
Физминутка- Технология ИКТ
(Воспитатель включает презентацию вставка картинки зимы и музыку, показывает движения, читает стихотворение, дети повторяют движения)
«Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь!»
«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем весело плясать
- Замечательно танцевали, проходите на стульчики. Мальчики не забывайте пропускать девочек вперед. А теперь внимательно смотрите на экран и слушайте и вспоминайте правила поведения зимой (Воспитатель включает презентацию. Дети смотрят. Воспитатель выключает и продолжает работу по теме)
Ситуативная беседа по ЗОЖ «Правила поведения на прогулке зимой» - технология и ИКТ- технология
(Воспитатель, включает презентацию №3, проводит беседу, задает вопросы)
- Ребята, почему нельзя есть снег и сосульки (Ответы детей)
Как вы думаете если одежда промокла во время игры, нужно продолжать играть или лучше сразу уйти домой. Как вы так думаете почему? (Ответы детей)
- А почему нельзя кататься с горки вблизи проезжей части? (Ответы детей)
- Как вы считаете можно стоять под сосульками? (Ответы детей)
-Почему? (Ответы детей)
- Зачем нужно обходить скользкие места? (Ответы детей)
- Все верно ответили, хорошо запомнили правила поведения на улице зимой. А теперь …
Дидактическая игра «Что лишнее?» ИКТ- технология
Дети отвечают на вопросы, воспитатель нажимает на нужные предметы на экране
- Как мы одеваемся зимой? Помогите одеться Егорке! Какие вещи будут нужны Егорке?
Дидактическая игра «Собери снеговика «ИКТ- технология
(Воспитатель спрашивает у детей как нужно правильно составить сериационный ряд из кружки разных размеров (большой, поменьше - средней и совсем маленький - маленький) Сколько кружков нужно взять? ( Ответы детей:1,2,3) воспитатель нажимат на нужные фигуры на экране
Конструктивная деятельность
Интерактивная педагогическая технология «В парах»
- Ребята, я вам тоже предлагаю собрать снеговика из кружочков, вырезанных из бумаги белого цвета, но сначала вам нужно разделиться на пары.
(Социоигровая технология В. Букатова «Деление на микрогруппы по квадратам разного цвета»)
- Проходите к столу, выберите на подносе квадрат и найдите на столе лист бумаги такого же цвета, на котором вы будете выкладывать снеговика в паре. Мальчики, пусть девочки первые выберут себе квадрат.
(Дети делятся по парам, самостоятельная работа детей, дети выкладывают снеговика. Воспитатель проводит индивидуальную работу задает вопросы индивидуально 2-3 детям, читает стихотворение)
Три кружка, ведро, морковка
И для глаз - два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Лепим мы снеговика.
-(ИНД)Ваня помоги, пожалуйста Тане правильно разложить кружочки.
- Все верно вы разложили? Петя, что мы делаем сначала? Какой кружок мы берем сначала? Оля, что мы делаем после того как большой кружок? (ИНД) Маша, посмотри у всех правильно выложен снеговик?
Индивидуальная работа на усложнение
Интерактивная педагогическая технология «на усложнение»
(ИНД) Ваня, Маша, у меня есть треугольники разных размеров попробуйте выложить елочку. Сколько нужно треугольников? (Ответы детей)
- Правильно. Возьмите себе столько треугольники и постройте елку (Самостоятельная работа детей). Как будешь строить? (Ответ-большой, средней, маленький и средний)
Молодцы правильно, все сделали.
Вылепили снеговика,
Хоть работа нелегка.
вы работаем вдвоём
Раз кружок - готов один комок.
А второй кружок его – его дружок.
кружочек третий возник –
Получился снеговик!
Глазки – будно леденцы,
Нос его – морковка.
Вы сегодня молодцы,
Есть у вас сноровка!
Заключительная часть
Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)
- Ребята, проходите на ковер. Как много мы сегодня увидели и узнали, что (снег бывает. снег – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, липучий, скрепит Давайте вспомним что мы делали? ( Ответы детей: Вспомнили правила поведения зимой, поиграли танцевали, выкладывали снеговика)
- Совершенно верно. Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно! И на память о нашей встрече, я хочу подарить вам вот такое снеговика. Много вам радости, улыбок, и хорошего настроения. (Воспитатель раздает детям картинку с изображением снеговика, прощается с детьми)
- До свидания ребята!
(Дети прощаются, говорят- «До свидания». Звучит музыка -фонограмма ИКТ)
Список литературы
1. Брозаускас Л. Г. «Полезные игры и задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.
2. Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева– М: «Просвещение», 2002.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М. : ТЦ Сфера, 2010
4. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н. М. – СПб. : Речь, 2006. –
6. Карепова Т. Г. Формирование ЗОЖ у дошкольников. – Волгоград, 2009
7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя», Москва, «Мозаика синтез» 2006 г.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
9. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. : ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2007.
10. Основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2013
11. Примерной основной программы дошкольного образования «Развитие +» под редакцией А. И. Булычевой. М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие +», 2013