Мария Карпенко
Открытая непосредственно-образовательная деятельность на тему «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Расширение и систематизация знаний детей о временах года, их характерных признаках
ЗАДАЧИ:
1. Развивать и расширять представления детей о геометрических фигурах, из признаках.
2. Закрепить порядковый счет, представления о количестве предметов (больше, меньше, поровну)
3. Закрепить умение различать овощи и фрукты
4. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость.
5. Формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, птицам.
Публикация «Открытая непосредственно-образовательная деятельность на тему „Времена года“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
6. Развивать речь детей в ходе беседы, умение отвечать полным ответом.
7. Активизировать словарный запас детей.
8. Развивать умение высказываться, вести диалог, отвечать на вопросы сложными предложениями.
9. Развивать словесно-логическое мышление.
10. Развивать воображение и творческую активность.
11. Воспитывать любовь к природе.
12. Доставить детям радость и удовлетворение от игр.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа:
• Наблюдения за изменениями в природе в течении года
• Рассказ детям сказки «Четыре сестры»
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание картин о природе и видео
• Загадывание загадок, заучивание стихов
• Рисование и аппликации по теме «Времена года»
Оборудование: нарисованные куклы «Времена года»; новогодняя ёлка с шарами, на которых изображены цифры; наборы геометрических фигур для конструирования; картинки с изображением всех времен года; 3 бутылки с водой для показа фокуса; муляжи овощей и фруктов для игры; картинки с изображением животных, игрушки «домик» и «ёлочка»; живые цветы для высадки на клумбу.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе вспомним сказку о четырёх сёстрах, которые никак не могли определиться, кто из них главнее?
– Как звали сестёр, кто помнит? (ответы детей: Зима, Весна, Лето, Осень)
– Да, это - времена года. Сегодня мы с вами пойдём к ним в гости, к каждой по очереди, согласны? А в конце занятия, вы ответите мне на вопрос: «Какое время года вам нравится больше?» - Готовы? (ответы детей: да)
Основная часть:
Воспитатель: Вот вам первая загадка:
«ЗАПОРОШИЛА ДОРОЖКИ, РАЗУКРАСИЛА ОКОШКИ.
РАДОСТЬ ДЕТЯМ ПОДАРИЛА И НА САНКАХ ПРОКАТИЛА».
Воспитатель: О каком времени года идет речь? (ответы детей: зима)
- Правильно, это Зима, вот она. (все вместе подходят к первой «кукле –Зиме»)
– Скажите, какая зима? (ответы детей: снежная, морозная, холодная, лютая, волшебная и т. д.)
– Что происходит зимой с природой? (ответы детей: природа как будто засыпает, на улице мороз, идёт снег, звери прячутся в свои жилища, день короткий, люди одеты тепло).
– Всё правильно, но зато зимой самый долгожданный и любимый праздник, какой? (ответы детей: Новый год)
– Что происходит в Новый год? (ответы детей)
– А вот новогодняя ёлка, а на ней шары. Давайте посчитаем, сколько их.
– Покажи Катя С. цифру 5,4,2,1,3…
- Сколько красных шаров) Синих) Каких больше шаров, красных или синих?) Каких меньше шаров, красных или синих)
– Давайте снимем игрушки и посчитаем по-другому, обратным счётом.
Воспитатель: - В гостях у Зимы мы побывали, а за ней приходит вторая сестра, как её зовут? (ответы детей: Весна)
– Правильно, сейчас нам Гюльселем И. расскажет стихотворение про весну.
«ЗА ЗИМОЮ ШЛА ВЕСНА, РУЧЕЙКОМ БУРЛИЛА,
ЛИСТЬЯ НОВЫЕ ОНА ВЕТОЧКАМ ДАРИЛА.
ПОДНИМАЛА СОННЫЙ ЛЕС ЗВОНКОЮ КАПЕЛЬЮ,
РАЗНОСИЛОСЬ ДО НЕБЕС, ГРОМКО ПТИЧЬЕ ПЕНЬЕ»
Воспитатель: Вот она Весна, скажите, какая она? (ответы детей: тёплая, звонкая, зелёная, цветущая, солнечная, пахнущая и т. д.)
– Что происходит с природой весной? (ответы детей: природа просыпается, распускаются на деревьях почки, растут первые цветы, прилетают птицы, люди сажают огороды и т. д.)
– Мы с вами тоже сажали огород на окне, давайте подойдём и посмотрим, что у нас там выросло. (дети ставят в лотки фото растений называя их).
Воспитатель: Ещё вы сказали, что прилетают птицы. Назовите птиц, которых вы знаете. (ответы детей: журавли, утки, лебеди, грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи)
– А где они живут? (ответы детей) Люди им помогают, строят домики, как называются эти домики? (ответы детей: скворечники)
– Скворцов называют «вестниками весны» поэтому и домики назвали в их честь.
– Давайте мы тоже построим «скворечники» только из геометрических фигур.
(Дети становятся вокруг стола, перед ними наборы с геометрическими фигурами, они выбирают нужные для постройки, пока они строят, воспитатель задаёт детям вопросы)
- Из какой фигуры у тебя Саша В. крыша?
– Почему эта фигура называется треугольник? (ответы детей)
– Что это за фигура: квадрат или прямоугольник? (ответы детей)
– Сколько углов у круга? (ответы детей)
– Какие фигуры тебе не пригодились? (ответы детей: овал, ромб)
- Замечательные «скворечники» получились у вас.
Воспитатель: Вот и Весна с нами прощается, а ей на смену приходит третья сестра, как её зовут? (ответы детей: Лето)
– Назовите, какое Лето? (ответы детей: яркое, жаркое, сочное, красивое, весёлое, разноцветное, вкусное, долгожданное)
– Чем вам нравится Лето? (ответы детей: купаться на море можно)
– А из чего состоит море? (ответы детей: из воды)
– Давайте посмотрим, какая вода?
ОПЫТ: Дети рассматривают воду, нюхают, пробуют на вкус и делают вывод, что вода – без вкуса, без цвета, без запаха.
Воспитатель: Ребята вы говорили, что лето - разноцветное, сейчас я вам покажу фокус, я превращу воду в этих бутылочках в цветную.
– А вы мне поможете, надо произнести волшебные слова: «Ярче солнышко сияй, воду в – КРАСНЫЙ (ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ) превращай!»
(показ фокуса)
- Вот у нас получилось три цвета – красный, жёлтый и зелёный, а где нам встречаются эти цвета? (ответы детей: в светофоре)
– Правильно вот он (показывает макет Светофора).
- А вы знаете правило Светофора?
Дети хором произносят слова:
«КРАСНЫЙ СВЕТ – ПРОХОДА НЕТ, ЖЁЛТЫЙ – БУДЬ ГОТОВ К ПУТИ, А ЗЕЛЁНЫЙ СВЕТ – ИДИ!»
Воспитатель: Лето заканчивается и на смену приходит четвёртая сестра, как её зовут? (ответы детей: Осень)
– Нам сейчас Артём М. расскажет, что же делает Осень с природой?
«ПОСЛЕ ЛЕТА ОСЕНЬ ШЛА, КИСТИ ЯРКИЕ БРАЛА
КРАСИЛА ЛИСТОЧКИ, СОБИРАЛА УРОЖАЙ, ПТИЧЕК ПРОВОЖАЛА И С ДОЖДЯМИ НЕВЗНАЧАЙ СЛЁЗЫ ПРОЛИВАЛА»
Воспитатель: Скажите, какая Осень? (ответы детей: дождливая, грустная, хмурая, золотая, пасмурная, щедрая, холодная и т. д.)
– Что делают Осенью люди? (ответы детей: собирают урожай, делают заготовки на зиму)
– Давайте соберём урожай.
Дидактическая игра «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: «Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Воспитатель: Какие бывают животные? (ответы детей: дикие и домашние)
– Домашним животным люди помогают, а дикие животные как готовятся к зиме? (ответы детей: делают запасы, некоторые впадают в спячку)
– А вы знаете, какие дикие, а какие домашние?
– Сейчас проверим.
Дидактическая игра «КТО, ГДЕ – ЖИВЁТ?»
Задачи: формировать умение узнавать образ животных в изображении; развивать зрительное внимание, память
Атрибуты: картинки с изображением домашних и диких животных
Ход игры: дети раскладывают карточки с изображениями животных: к домику – домашних, к ёлочке – диких.
Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
– У кого в гостях мы побывали? (ответы детей: у времён года)
–Сколько времен года вы знаете? (ответы детей: 4)
– Назови их по порядку. (ответы детей: зима, весна, лето, осень)
– А теперь ответьте мне на вопрос, который я задала в начале занятия:
«Какое время года вам нравится больше всего?» (ответы детей)
–Каждое время года прекрасно по-своему.
- А сейчас, какое время года? (Весна)
– Правильно, а Весна нам в подарок принесла вот эти замечательные цветы, которые мы посадим на нашем участке.