Ирина Хурсулова
Изотерапия и ее возможности в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт воспитателя МДОУ «Детский сад №4» Хурсуловой И. А. по самообразованию за 2018–2019 учебный год
Изучаемая тема: «Изотерапия и ее возможности в работе с детьми дошкольного возраста».
Актуальность.
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности. Поэтому в работе с детьми я решила использовать изотерапию.
Публикация «Изотерапия и ее возможности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию ИЗОтерапии в детском саду.
2. Создать картотеку ИЗОтерапевтических упражнений для старших дошкольников ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию Изотерапии.
В первой половине учебного года (сентябрь – октябрь) я изучила научно-педагогическую литературу по использованию Изотерапии с детьми старшего дошкольного возраста.
Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми С. Пб, «Речь», 2007.
2. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М. : Когито-Центр, 2006. – 197 с.
3. Мальцева М. С. Методическая рекомендация по теме: «Изотерапия для дошкольников»http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/02/01/metodicheskaya-rekomendatsiya-izoterapiya-dlya
4. «Арт-терапия с детьми дошкольного возраста» Мардер Л. Д. http://vunderkind.2x2forum.ru/t186-topic
5. Использование методов арт-терапии с работе с детьми дошкольного возраста http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2714.html
6. Бережная, М. С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М. С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
8. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : «ТЦ Сфера», 2006.
9. Кожохина С. В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С. В. Кожохина. – СПб. : Речь, 2006. -216 с.
10. Неретина Т. Г. Я рисую свой мир. – Магнитогорск, 2002г.
Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайте: http://nsportal.ru. http://maam/ru. infourok.ru. ped-kopilka.ru.
Начала работу по составлению картотеки Изотерапевтических упражнений для старших дошкольников ДОУ (ноябрь).
Подготовила консультации для родителей «Арт- терапия в детском саду», «Изотерапия, как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста» (декабрь) и разместила на сайте МДОУ «Детский сад №4» консультацию для педагогов «Изотерапия и ее возможности в детском саду» (ноябрь).
Разработала план мероприятий по реализации поставленных задач по теме самообразования на второе полугодие учебного года (декабрь).
План внедрения изучаемой темы в педагогический процесс
на 2018-19 учебный год:
1. Создание материальной базы (картотеки Изотерапевтических упражнений для старших дошкольников) для использования в ДОУ. Ноябрь-январь
2. Подготовить консультации для педагогов и родителей: «Что рисуют дети», «Развитие творческих способностей через Изо деятельность»,
«Арт-терапевтические упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Февраль- март
3. Мастер-класс для педагогов «Арт терапевтические упражнения для детей старшего дошкольного возраста». Апрель
4. Создание Папок-передвижек для родителей «Изотерапия – средство развития воображения», «Любимый цвет вашего ребенка». Апрель –май
5. Выступление на семинаре – практикуме с отчетом о результатах работы по самообразованию. Май
6. Проведение выставки рисунков детей с применением разных техник Изотерапии «Мы весело рисуем». Июнь
7. Распространение собственного опыта через интернет – сайты, статьи в периодических изданиях – постоянно.
На протяжении второй половины учебного года на занятиях по изотерапии я использовала разнообразные техники и приемы работы: рисование пальцами, ладошками, ножками, марания, рисование предметами окружающего пространства (мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками, рисунок в круге (мандалотерапия, техника каракулей, кляксография.
Для изо-терапевтической работы мы использовали различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, фломастеры, цветные и простые карандаши, восковые мелки; штампы, коробочки, сухие листья разных деревьев, трафареты, пластилин, бумагу разных форматов, цветов и фактуры, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, скотч и т. д.
В феврале я закончила работу по составлению картотеки Изотерапевтических упражнений для старших дошкольников ДОУ.
В апреле разместила на сайте МДОУ «Детский сад №4» консультацию для родителей «Преобладание одного цвета в рисунках ребенка, что это значит и стоит ли «бить тревогу»?
Подготовила папку передвижку для родителей и педагогов ««Изотерапия – средство развития воображения», также были проведены консультации для родителей «Любимый цвет вашего ребенка», «Что рисуют дети», индивидуальные беседы с родителями, рекомендации для родителей «Изо-терапия с детьми дома».
В июне была проведена выставка рисунков детей с применением разных техник Изотерапии «Мы весело рисуем».
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что изо-терапия в образовательном процессе ДОУ имеет большой потенциал. Изо-терапевтические занятия не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование различных техник и приемов создания изображений выступает как способ познания своих возможностей и окружающей действительности, выражения различного рода эмоций, средством снижения психоэмоционального напряжения, пережидание и усмирение ярости, гнева, злости, получение ребенком положительных эмоций, развитие чувства успешности, создание настроя на активное творчество, развитие изобразительной деятельности. Таким образом, в педагогической практике изо-терапия может использоваться в качестве развивающего средства обучения и создания в ДОУ здоровьесберегающей образовательной среды.