Ирина Белозерова
Отчёт по теме самообразования «Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Вопросы трудового воспитания остро стоят не только перед педагогами и родителями, но и перед всем современным обществом. Для родителей, имеющих детей младшего дошкольного возраста, проблема воспитания положительного отношения к труду сопряжена с возрастными особенностями психического и физического развития. У ребенка еще не сформированы чувства ответственности и понимание значимости своего труда. Для него труд – это игра «во взрослого». Поэтому от того, какой пример будет видеть малыш в отношениях взрослых к своему труду, труду других людей, зависит, какой характер будет носить результат трудового воспитания
Публикация «Отчёт по теме самообразования „Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Целью моей работы по самообразованию было : формирование у детей основ трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
-развитие трудовых навыков у детей;
-включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
-воспитание положительного отношения к труду.
Форма самообразования : индивидуальная.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Систему своей работы вела по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.
При этом использовала основные направления работы:
Знакомство с трудом взрослых.
Организация труда детей.
Предполагаемый результат:
• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его
значении в общественной жизни людей;
• Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе
выполнения поставленной задачи;
• Развито ответственное отношение порученному делу;
• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых
и сверстников;
• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и
средствах труда.
План работы по самообразованию.
1. Изучение специальной методической литературы.
Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.;
Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.;
Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.;
Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.;
Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М. : Просвещение, 1987.;
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду», интернет-ресурсы.
2. При подготовке к работе по теме самообразования учитывала следующие требования, которые предъявляются к детям в детском саду:
*Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
*Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.
*Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.
*Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
*Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.
3. Практический этап.
Мной были разработаны и реализованы:
- план работы с детьми и родителями;
-проекты: «Трудиться - всегда пригодиться»; «Знакомство с профессиями».
-картотеки: «Игры по развитию навыков самообслуживания», «Игры на ознакомление детей с хозяйственно - бытовым трудом», «Игры по ознакомлению с трудом взрослых».
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяю следующие виды детского труда :
• Навыки культуры быта (самообслуживание)
Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использовала разные методы и приё мы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.
• Хозяйственно-бытовой труд
Направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Перед занятиями дети научились помогать готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий - помогают убирать.
Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега.
Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.
По пятницам вместе с ребятами моём игрушки, обтираем строительный материал.
• Труд в природе
Уход за растениями в уголке природы и в цветнике на участке. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.
Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.
Весной был организован огород на подоконнике с высаживанием лука.
• Ручной труд
Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Отдельные элементы ручного и художественного труда я вводила в создании поделок. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. На прогулке ребята учатся катать снежные комы, которые используем в совместном строительстве снежных фигур.
•Ознакомление с трудом взрослых
Знакомила детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно-ролевые и дидактические игры, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию.
Перспективный план трудовой деятельности
Срок Работа с детьми Цель Работа с родителями
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Игра «Мы пришли умыться»
(Знаем, знаем, да, да,
Где тут прячется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться)
Беседа «Всему свое место»
Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды.
Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы). Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Познакомить детей с тем, где должны находиться игрушки; воспитывать привычку убирать все на свои места.
Знакомить детей с правилами ухода за растениями; воспитывать желание заботиться о цветах.
Развивать элементарные трудовые умения и навыки; воспитывать желание помогать взрослым. Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в
семье»
Консультация «Формирование у детей положительного отношения к труду»
Использовала в работе с детьми: д/и «Мыльные перчатки»; д/и «Правила гигиены»; игровая ситуация «Накроем стол для кукол» ; игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями»; д/и «Кто что делает?
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Упражнение «Закатаем рукава»
(Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить)
Игра «Убери мусор в корзину»
Полив комнатных растений
Привлечение детей к уборке участка.
Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность.
Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок.
Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание»
Выставка совместных с детьми поделок из природного материала «Осенний вернисаж»
Использовала в работе с детьми: д/и «Правила гигиены»; д/и «Найди пару»; игра «Убери со стола»; рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями»; д/и «Чудесный мешочек (Кому, что нужно для работы)»
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Упражнение «Выверни колготки».
Упражнение «Расставим стулья»
Вытираем пыль влажной тряпочкой
Прибираем игрушки
Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать любовь к порядку.
Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду.
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, формировать знания детей о вреде пыли для здоровья человека. Консультация «Какой труд доступен детям»
Помощь родителей по ремонту построек на участке
Использовала в работе с детьми: упражнение «Наши вещи ложатся спать»; игра «Убери со стола»; обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики»; д. /и. «Исправь ошибку»; сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Декабрь
1 неделя
2неделя
3 неделя
4 неделя Упражнение «Застегни пуговицы»
Упражнение «Разложи карандаши»
Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате
Наряжаем ёлочку Учить детей застегивать пуговицы; воспитывать терпение, желание доводить дело до конца.
Учить детей раскладывать заточенные карандаши в подставки.
Учить детей расправлять полотенца, вешать его за вешалку.
Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к подготовке к празднику.
Приобретение лопаток для уборки снега
Выставка совместных с детьми поделок из природного материала «Сокровищница дракона»
Использовала в работе с детьми: д/и «Подбери пару»; игровая ситуация
«Таня простудилась»; трудовые поручения (сгребание снега к деревьям, расчистка кормушек, подкормка птиц)
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Протереть от пыли полки для игрушек
Беседа о труде взрослых
Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы)
Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.
Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Воспитывать интерес к труду взрослых, развивать речь, мышление, воспитывать уважение к труду взрослых,
Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым. Помощь родителей в уборке участка от снега.
Папка-передвижка «Трудовое воспитание детей в детском саду и дома»
Использовала в работе с детьми: игра «Кому, что нужно для работы?»; игра «Угадай, что я делаю?»; игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»; сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Упражнение «Одежкин домик»
Протереть игрушки
Учимся сгребать снег лопатками на участке
Упражнение расставляем все игрушки по местам Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку.
Учить правильно протирать игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.
Продолжать учить детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам (находить каждой игрушке свое место) Консультация «Воспитание у младших дошкольников самостоятельности и трудолюбия»
Использовала в работе с детьми: д. /и. «Найди пару»; игровая ситуация «Накроем стол для кукол»; игра «Угадайте, что я делаю?»; сюжетно-ролевая игра «Врач»
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Беседа «Что такое профессия?»
Раскладывание книг в книжном уголке
Посадка семян овощей
Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов Познакомить детей с понятием «профессия человека».
Продолжать учить раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку.
Учить детей правильно помещать зерна в землю; воспитывать интерес к труду.
Учить детей прижимать склеенные детали; воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Консультация «Как приучить детей младшего возраста к труду»
Использовала в работе с детьми: проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Вани?»; д. /и. «Подберем куклам одежду»; трудовое поручение-уборка участка от мусора; сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Убрать строительный материал после игры
Полив комнатных растений
Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.
Учить компактно складывать строительный материал; воспитывать привычку убирать за собой игрушки.
Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям.
Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей. Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение
территории, посадка цветов)
Использовала в работе с детьми:д. /и. «Одень куклу на весеннюю прогулку»; игровая ситуация «Посадим цветы»; труд-посадка лука в уголке природы; сюжетно-ролевая игра «Водитель»
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Игра «Мы заправим наши майки»
Переодеть кукол в кукольном уголке
Прибрать игрушки на веранде после игры
Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Учить одевать одежду на кукол; воспитывать терпение и ответственность.
Закреплять умение убирать игрушки только на свои места; воспитывать любовь к порядку.
Продолжать учить детей содержать свои игровые уголки в порядке, дружно работать, приобщаться к труду. Памятка «Чем можно занять ребенка летом»
Помощь родителей в наполнении песочницы песком
Использовала в работе с детьми: трудовое поручение-строим дорогу из песка; игра «Кому это нужно?»
Подводя итог своей работы, хочу сказать, что:
1. Дети овладели навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками: соблюдать последовательность действий при одевании/раздевании, умывании.
-Одевание: самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик.
-Умывание: соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельное мытье рук, знать свое полотенце и пользоваться им. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.
2. Поведение за столом: умело пользоваться ложкой. Есть самостоятельно, пользоваться салфеткой. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол, убрать со стола отдельные приборы.
3. Уход за вещами, игрушками: бережно относиться к вещам, игрушкам. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами.
4. Мир природы: выполнять совместно с воспитателями посильные действия по уходу за растениями. С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, проявлять интерес к труду взрослых.
Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание было уделено работе с родителями.
1. Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам.
2. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).
3. Консультации, папки-передвижки, памятки.
Постепенно дети усваивают некоторые правила:
1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
2. Начатое дело не откладывать на потом.
3. Закончил трудиться – убери за собой.
Если дети без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.