Рыжкова Ольга
Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на основе литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей 3-4 года – самое благоприятное время для развития духовно-нравственного воспитания, именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.
Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Поэтому ребенку необходимо через собственный опыт, переживая реальные события в жизни или воображаемые в игре, понять, что такое добро, а что зло. Ему важно почувствовать, что ощущают другие люди, нужно научиться состраданию, дружбе, взаимопомощи. Получить такой опыт поможет художественная литература.
Исходя из всего этого, я поставила перед
собой следующую цель.
Цель: Создать условия по формированию духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) на основе литературных произведений.
А для достижения цели определила следующие задачи:
Образовательные: формировать у детей навыки культуры общения, дружелюбного отношения друг к другу, умение жить в коллективе. Формировать у детей представления о добре и зле, трудолюбии и лени, бескорыстии и жадности.
Развивающие: развивать у дошкольников умение думать, сравнивать и анализировать поступки героев литературных произведений. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Развивать навыки связной речи, выразительной речи, обогащать словарь детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности.
Воспитательные : воспитывать у детей уважение к близким и родным, к взрослым и сверстникам. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, смелость, желание прийти на помощь, любовь к природе через литературные произведения.
Свою работу я начала с подбора художественной литературы,
соответствующей возрасту детей.
Особенно хорошо дети воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Поэтому наше знакомство началось с потешек, колыбельных песен, прибауток.
Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая её, они стали повторять.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи (Колыбельная медведицы из мультфильма «Умка», «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «Спи, моя радость, усни», «Баю – баюшки - баю…»).
При знакомстве с потешками перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать При знакомстве с потешками перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как петушок, лисичка – сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке и от характера героя (злой, добрый, трусливый, храбрый, хитрый).
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр по знакомым сказкам.
Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с художественной литературой. Сказка вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков, раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания.
Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью.
Например, мы познакомились с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса», где кот изображен героем. Он трудолюбивый, рассудительный, не оставляет товарища в беде.
-Сказка «Репка»- учит быть дружными, трудолюбивыми.
-«Маша и медведь» - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду.
-Сказки «Теремок» и «Зимовье» - учат дружить, вместе можно справится с любыми трудностями.
-В сказке «У страха глаза велики» - высмеиваются страх и трусость.
-А в сказках «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко» - трудолюбие вознаграждается.
В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда побеждает.
В течение года мы обсуждали такие темы, как:
«Дружба. Порицание жадности»,
«Трудолюбие. Порицание лени»,
«Смелость»,
«Вежливые слова. Правила поведения»,
«Любовь к ближним, забота о них»,
«Любовь к природе».
После каждого знакомства с произведением художественной литературы будь то сказка, стихотворение, рассказ, я беседовала с детьми о положительных и отрицательных героях, об их поступках, о любви к близким, о красоте природы и необходимости беречь и заботиться о ней и др…
На закрепление знаний использовала
дидактические и словесные игры:
«Назови друга ласково», «Кто позвал?», «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Кто чей малыш», «Три медведя», мнемотаблицы по сказкам «Бычок, смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Репка», «У страха глаза велики» и др.
Пальчиковые игры:
-по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей», «Колкий ёжик», «Лиса» и др.
Подвижные игры:«Непослушные мышата», «Гуси-лебеди»,«Лиса и зайцы»,игры-перевоплощения в животных и др…
-Игровые ситуации: Обыгрывание рус. нар. песенки «Наша – то хозяюшка», «Наведём в группе порядок. Приберём все игрушки по своим местам», «Порадуем друга. Делимся игрушками» «Накроем стол для гостей», «Умоем куклу Катю», «Уложим куклу спать» и др.
-В свою работу включила просмотр мультфильмов «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур, мультфильм «Жадина» из серии «Жила была Царевна», «Грибок - теремок», «Мама для мамонтёнка» и др…
-Использовала прослушивание аудиозаписей «Звуки природы» (идёт дождь, дует ветер, шуршит листва и т. д.); прослушивание песен из мультфильма «Мама для мамонтёнка», «Мама – первое слово» М. Дунаевского, «У каждого мама своя» детская группа «Кукутики» и др…
-В свою работу включила просмотр мультфильмов «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур, мультфильм «Жадина» из серии «Жила была Царевна», «Грибок - теремок», «Мама для мамонтёнка» и др…
-Использовала прослушивание аудиозаписей «Звуки природы» (идёт дождь, дует ветер, шуршит листва и т. д.); прослушивание песен из мультфильма «Мама для мамонтёнка», «Мама – первое слово» М. Дунаевского, «У каждого мама своя» детская группа «Кукутики» и др…
-Итоговым мероприятием стала викторина «Друзья помогут в беде», где дети закрепили представления о мире любви и добрых чувств; вспомнили «волшебные слова» и при каких обстоятельствах их нужно использовать; показали стремление проявлять любовь к родным, доброе отношение ко всему окружающему миру; анализировали поступки персонажей в тех или иных ситуациях, предлагали выходы из различных ситуаций, проявляли доброжелательное отношение друг к другу.