Дарья Глоба
Проектная деятельность «День земли»
▼ Скачать
Проект «День Земли»
Для детей среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому задачей педагогов является формирование у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Паспорт проекта :
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
Публикация «Проектная деятельность „День земли“» размещена в разделах
- День Земли. Все материалы к 22 апреля
- День Земли. Конспекты занятий
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники – дети средней группы, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : с 22.04.24 по 27.04.24 г.
Актуальность:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, мы рассматриваем, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Проблема: формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, т. к. экологическая проблема является глобальной, и от ее решения зависит будущее всего человечества
Разумеется, что одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы постарались привлечь каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Наша задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Цель проекта : развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий;воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.
Задачи:
Для детей.
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Способствовать формированию у детей знаний норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков детей.
Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами;
Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
Для педагогов.
Совершенствование профессионального уровня педагогов.
Рост творческой активности педагогов.
Развитие навыков планирования.
Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Для родителей.
Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности.
Предполагаемый результат:
В реализации данного проекта будут задействованы воспитанники, родители (законные представители, педагоги дошкольного учреждения. Реализация проекта «День Земли» способствует воспитанию у детей и взрослых чувства сопереживания, углубление знаний о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
Данный проект способствует обновлению и обогащению ДОУ методическими материалами, направленными на экологическое воспитание детей
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Применяемые формы и методы работы:
Просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр медиафайлов.
Материально - техническое обеспечение проекта :
•Магнитофон, аудиотека.
• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
• Раздаточный материал для изготовления российского флага (цветная бумага, картинки и т. д.);
• Материал для методической копилки (картотека игр, загадки, стихотворения).
Подготовка к внедрению проекта.
Подобрать методическую литературу по теме.
Подобрать художественную литературу для чтения детям.
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
Составить перспективный план мероприятий.
Этапы реализации проекта :
I этап– Формулирование целей и задач проекта
Изучение литературы по теме проекта
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
Оформление предметной среды группы.
II этап– практическая деятельность по решению проблемы.
Мероприятия были направлены на развитие экологических знаний детей; бесед о живой и неживой природе, бережное отношение к природе, природному наследию нашего края. Создание в группе условий для реализации проекта : выставка книг, альбом по теме проекта, разучивание песен, танцев и стихов.
III этап-Проведение праздника
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный
Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.
Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.
Мероприятия Участники
Подбор дидактических игр и художественной литературы
Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Времена года», «Собери картинку», «Экологические знаки»
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы «День земли». Педагоги.
Рассматривание альбомов «Красная книга»
Рассматривание предметных картинок «Природа родного края»
Консультация для родителей:
"Экологическое воспитание детей", Картотека "Экологических игр", "Чем мы можем помочь в защите окружающего мира" Паркам - быть, Цветам - цвести, Нам - здоровыми расти!
познавательный мультфильмы: "Покойо - Защитник окружающей среды" Экологический сборник - День Земли! А так же видео-ролик "День Земли"
Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы. Педагоги.
Педагоги, родители.
II этап – основной
Практическая деятельность по достижению поставленной цели, решение задач проекта.
Познавательно – коммуникативная деятельность
Беседа: «Знакомство детей с глобусом - Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь, воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
Активизировать словарь детей: глобус, материк, океан, карта, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.
НОД. День экологических знаний - развивать знания детей о планете Земля.
Рассматривание иллюстраций «Природа родного края».
Загадки о живой и неживой природе.
Дидактическая игра Дидактическое упражнение «Угадай по описанию» - расширить знания воспитанников о весне, признаках апреля – середине весны.
Подвижная игра «Ручеек» - способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Рассматривание детьми в свободное время альбома «Красная книга»
Задания для родителей: Предлагаем вместе с детьми посмотреть познавательный мультфильмы: "Покойо - Защитник окружающей среды" - Экологический сборник - День Земли! А так же видео-ролик "День Земли" очень красочный, интересный, музыкальный для ребят поучительный и занимательный. Педагоги
Родители, воспитанники
Речевое развитие: Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей»
НОД. «Эколята – дошколята» Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, н аходить сходства и различия.
Подвижная игра «Лесовик и лебеди» - развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Задания для родителей: Уточнить у детей понимание о значение слова «Живая и неживая природа», что к чему относится. Зачем и как нам оберегать деревья? Животных? Какую пользу они приносят?
Рекомендации для родителей "Чем мы можем помочь в защите окружающего мира" Паркам - быть, Цветам - цвести, Нам - здоровыми расти!
Предложить раскраски для детей по теме «День Земли» для создания выставки Воспитатели, дети
Родители, воспитанники.
Художественно - эстетическое развитие:
рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях
НОД рисование акварелью «Весна» - расширить знания воспитанников о весне, признаках апреля – середине весны.
Пальчиковая гимнастика «Шар земной наш дом родной»
Дыхательная гимнастика «Волна» - тренировать силу вдоха и выдоха.
Дидактическая игра «Редкие и исчезающие животные», «Собери картинку»
Подвижная игра: «Через ручеек» - развивать у детей ловкость, упражнять в равновесии, в прыжках на обеих ногах.
Чтение художественной литературы. М. Зощенко «Великие путешественники»
Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников" целью консультации является формирование у родителей понимания важности бережного отношения к окружающей среде.
Задания для родителей: рассказать ребенку «Как я помогаю природе» - из личного опыта.
Принять участие в создание плакатов, стенгазет «Птица года» Педагоги, воспитанники.
Родители, воспитанники.
Музыка.
Игра «Угадай звуки Земли». На диске записаны разные звуки (пение птиц, журчание ручейка и др.) Дети должны прослушать их и угадать, что это за звуки.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо» - развитие чувства ритма; «Цветы настроений» - формирование представлений об эмоциональном содержании музыки.
«Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской.
Музыкально-ритмические движения. «Марш» Ф. Шуберта - Учить самостоятельно начинать и заканчивать движения с музыкой, не обгонять друг друга в колонне.
Социально-коммуникативное развитие
Игра-загадка «Послушай музыку и отгадай». Муз. руководитель.
Работа с родителями
Разработка методических рекомендаций для родителей
"Экологическое воспитание дошкольников"
"Чем мы можем помочь в защите окружающего мира"
«Читаем детям о природе» - список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного. Воспитатели, музыкальный руководитель
Познавательно – коммуникативная деятельность
Труд на участке: «Весёлая площадка» в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира.
Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи, фрукты», «Домашние и дикие животные»
Физкультминутка: «По родному краю дружно мы шагаем»
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»
Загадки по теме: «Огород».
Дидактическая игра «Узнай по описанию» - Развивать внимание, закреплять и активизировать словарь, воспитывать самостоятельность.
Подвижная игра «1,2,3 к дереву беги» - ориентация в пространстве, закреплять название и узнавание деревьев на участке ДОУ. «Весёлый огород» средняя группа
Речевое развитие:
НОД по познавательному развитию Игра - путешествие «В деревне у бабушки» Игра знакомит детей с миром природы, деревни, фермы, пространством сказки. Позволяет проработать темы: «Домашние животные», «Овощи и фрукты». Игра закрепляет умение дифференцировать диких и домашних животных, способствует развитию воображения, внимания, памяти, наблюдательности, мышления, связной речи, счетных операций, фонематических процессов. Развивает правильное речевое дыхание и артикуляционный уклад. Совершенствует мелкую моторику руки через манипулятивную деятельность.
Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи, фрукты», «Домашние и дикие животные» /
Загадки по теме: «Домашние животные. Дикие животные», «Овощи и фрукты».
Дидактическая игра «Узнай по описанию» - Развивать внимание, закреплять и активизировать словарь, воспитывать самостоятельность.
Подвижная игра «Лиса в курятнике» - упражнять в беге; закреплять умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Задания для родителей:
Поиграем дома в игры Картотека "Экологических игр"Беседа «Наша Армия – сильна!» - расширение знаний о трудной и почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Педагоги, воспитанники
Родители, воспитанники
Художественно - эстетическое развитие:
Рассматривание иллюстраций русских художников «Весенние мотивы»
Чтение худ. литературы В. Чаплина. «Крылатый будильник» - как нужно заботиться о птицах и почему нельзя стрелять в них из рогатки.
НОД. Лепка «Села птичка на ладошку» - Учить отмечать разнообразие получившихся изображений. Развивать память, внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика «Птичка» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Дыхательная гимнастика «Трубач» - развитие плавного, длительного выдоха.
Подвижная игра «Птички и птенчики» - закреплять умение действовать по сигналу; развивать двигательную активность; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Сюжетно-ролевая игра «Больница для зверят» - дать представление детям о профессии ветеринар.
Самостоятельная художественная деятельность детей «Будущее Земли зависит от тебя!»
Задания родителям:
Заучивание стихотворений к предстоящему празднику «День Земли» Педагоги, воспитанники
Родители, воспитанники, педагоги
Музыка.
Слушание муз. произведений:
«Веснянка», укр. нар. песня, обраб. Г. Лобачева, сл. О. Высотской
«Жаворонок», муз. М. Глинки
Пение упражнения на развитие слуха и голоса. «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб. И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклички: «ой, кулики! весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!».
Социально-коммуникативное развитие:
Музыкальные игры «Земелюшка-чернозем», рус. нар. песни, обраб. В. Агафонникова; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой Муз. руководитель, воспитанники
Работа с родителями
Привлечь родителей к празднику «День Земли»
Привлечь родителей к совместному оформлению альбома «Весенние мотивы» - живопись русских художников.
Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми «Природа – наш общий дом» -создание выставки
Воспитатели, музыкальный руководитель
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие.
Проведение праздника День Земли» Праздник «День Земли»
Отчет о проектной деятельности «День Земли»
Работа над проектом проводилась в течение недели.
Наш краткосрочный проект получил название «День Земли». Он объединил детей, родителей, педагогов в желании бережно относиться к природе.
Воспитатели и специалисты средней группы поставили перед собой следующие цели: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий; воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные мероприятия:
- в игровой деятельности использовались дидактические, словесные игры, а также игровые ситуации;
- в познавательной деятельности дети наблюдали за окружающим миром (деревьями, птицами, насекомыми)
- в коммуникативной деятельности формировались представления детей о том, что мы друзья природы; как нужно вести себя, чтобы не навредить ей.
Кроме того, разучивались стихотворения о том, что нужно беречь землю. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений : В. Чаплина. «Крылатый будильник», С. Михалков. «Будь человеком».
- в музыкальной деятельности прослушивали песню «Улыбка», «Веснянка» и другие весенние песни.
- в двигательной деятельности : подвижные игры «Ручеек», «Птички и птенчики», «Лиса в курятнике», «1,2,3 к дереву беги», «Через ручеек», «Лесовик и лебеди»
Не малую роль играла развивающая среда: альбомы для рассматривания, плакаты, художественные произведения и иллюстрации к ним и д. р.
В трудовой деятельности дети с большим удовольствием помогали воспитателю очистить огород, убирать территорию участка.
В изобразительной деятельности рисовали признаки весны, лепили птиц, в свободной деятельности раскрасили раскраски к Дню Земли
Для родителей подобраны консультации и рекомендации, домашние задания
Оформлена выставка детских работ «Первый цветок» - рисунков детей.
А так же прошел праздник экологии «Экологическое путешествие»
В ходе реализации проекта «День Земли» предполагаемые результаты у детей были достигнуты: - формируется чувство сопереживания, дети стали добрее, возникли добрые чувства к природе, углубились знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
на протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
у детей сформированы первичные понятия о природоохранной деятельности;
взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании.
Работа над проектом «День Земли» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они осознали, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание беречь природу.