Ирина Винокурова
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я решила уделять большее внимание экологии. и выбрала тему по самообразованию
Публикация «Отчет по теме самообразования „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
«Экологическое воспитание дошкольников». По этой теме я работаю с 2014 года.
Актуальность
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Для себя я поставила цель и обозначила следующие задачи…
Цель: воспитывать экологическое мировоззрение и культуру дошкольников
Задачи:
• пополнить свою методическую копилку новой информацией относительно выбранной темы;
• составить картотеку обучающих игр, прогулок, конспектов занятий и развлекательных мероприятий по теме для своей группы;
• работать над созданием экологического уголка в группе;
• заниматься экологическим просвещением детей и их родителей.
• Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
• Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
• Формировать умение правильно взаимодействовать с природой.
Чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения этих знаний и умений мне помог мониторинг по картам развития
При изучении темы по экологическому воспитанию дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники:
Николаева С. Н. «Юный эколог» изд. Мозаика – синтез, 1999г.
2. Поддъякова Н. Н. «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника»
3. Венгера Л. А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания»
4. Цукерман Г. А. «Зачем детям учиться вместе»
5. Нуждина Т. Д. Планета – наш дом. «Учебник –хрестоматия по основам экологии»
6. Викина Н. В. «Энциклопедия для малышей «Чудо –всюду»
7. Маринычева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»
8. Васильева Н. Н., Новотарцева Н. В. «Развивающие игры для дошкольников»
9. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
10. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников М. 2011
11. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это так интересно!» М. Линка –пресс 2004
12. Рыжова Н. А. «Воздух вокруг нас» М. 2013
13. Федотова А. М. «Познаем окружающий мир играя: сюжетно – дидактические игры для дошкольников» М. 2015.
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги : Это сказки Сутеева, рассказы В. Бианки, Н. Чарушина. Нравятся детям рассказы, стихи, сказки в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматриваем энциклопедии и смотрим познавательные мультфильмы и презентации, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.
Так же дети любят играть в Д/И игры, как покупные так и изготовленные своими руками
Значительную роль имеют занятия с детьми в зимнем саду. Где еще мы можем так тесно контактировать с животными и заботиться о растениях
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков и поделок, и я стараюсь участвовать сама и привлекать родителей.
Проводятся выставки «Сезонные поделки из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Мы участвовали в конкурсе" Мир прекрасного", смотр – конкурс «Лучший уголок природы», конкурс поделок «Мастерята».
Я изготовила лепбук «Зоопарк», и «Лепбук «Уголок природы» и лепбук Огород
С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии в парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение года.
Наблюдая природу, ребенок учиться видеть, понимать и любить ее красоту.
Также, не мало важную роль в экологическом воспитании играет практическая деятельность, целью которой является развитие познавательной активности.
Весной, совместно с детьми и родителями мы участвуем посадке семян растений на огороде. Мы можем наблюдать за растениями, ухаживать, а в конце сезона собираем урожай.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Одним из таких мероприятий стал Экологический театр.
Также участвовали в экологических акциях «Сохраним планету».
Акция «Чистая планета»
Покормите птиц». В которых дети с удовольствием приняли учатсие
Также была проведена следующая работа: совместно с коллегой Куприенко О. Ю. мы участвовали в конкурсе «Эко – Беби» в номинации «Ландшафтный дизайн территории в дошкольной образовательной организации» со своей презентацией и заняли второе место.
И приняли участие в региональном семинаре с темой «Зеленый островок детства».
Также я приняла участие в конкурсе профессионального мастерства «Мое лучшее образовательное мероприятие» направление : «Познавательное развитие дошкольников»
и провела открытое занятие для студентов пед. Колежда.
Большое значение я придавала работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (мастер – класс) Кукла – травянчик, украшения из бросовго материала.
В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мною проводились групповые, индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.
В ходе работы я предлагала родителям сходить с детьми в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советовала родителям, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Свой опыт я представляю на интернет ресурсах сайт Маам-ру. Я делюсь опытом с коллегами, участвую в конкурсах.
В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления