Светлана Петрова
Отчет по социально-нравственному развитию подготовительной к школе группы за 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
В 2018 - 2019 учебном году мы работали по теме «Социально – нравственное развитие детей дошкольного возраста». В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.
Темочки:
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы в работе использовались русские народные сказки, рассказы известных писателей, таких как Осеева В., Катаев В., Артюхова Н., Маршак С., которые близки мышлению и представлениям ребёнка. А также беседы: «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы» : «Кем быть?»; «Каждая ссора красна примирением» и многие другие.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Таким образом, была поставлена следующая цель: способствовать формированию у детей морально-этических и нравственных качеств личности; повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники.
2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и др.)
3. Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.
5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6. Организовать и провести мероприятия по данному направлению с родителями и педагогами ДОО.
7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Российской культуры.
8. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.
В своей работе с детьми мы стремимся использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Применяли следующие виды деятельности: общественная, патриотическая, учебная, трудовая, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у детей развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества. Практически вся деятельность воспитательной работы была направлена на побуждение сознанию коллектива, организацию общественно-полезной работы – в основе, которой стояло нравственное воспитание, формирование у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.
В своей воспитательской деятельности старались использовать различные методы педагогической работы:
- формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение и внушение);
- формирования поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра);
- стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, рассказами писателей, также есть «Театральный уголок», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.
Изучение темы начали с подбора литературы: В. Катаев "Цветик семицветик"; В. Осеева «Волшебное слово»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; Б. Алмазов «Горбушка»; В. Драгунский «Друг детства»; «Кукушка» ненецкая народная сказка и др.
В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старались детям читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учили детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия.
В течение года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различны нравственных качеств личности, такие «Добрые дела»; «Вежливая просьба» ( Цель: раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», «вежливость»); «Зайчик, который всем помогал»; «Берегите книгу» ( цель: познакомить детей с таким понятием, как взаимопомощь, бережное отношение к вещам); «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы» ( цель: познакомить детей с культурными традициями России); «Урок дружбы»; «Спасибо за правду» ( цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие. Беседуя с детьми, побуждали их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давали ребятам высказаться. Это позволило понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. Ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Рассмотрели понятие «Дружба». Детям было дано задание вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о дружбе, которое выполнило большинство детей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений
к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие
его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мои папа» «Славим женщину – мать» и т. д, праздники, развлечения, досуги: «Нам года – не беда» (ко дню пожилого человека, «Волшебница - забота» (ко дню матери, «Гуси – лебеди» (к международному женскому дню 8 марта,
спортивные праздники с участием родителей «Зимние забавы на улице», «Семейный марафон», а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.
По нравственно – патриотическому воспитанию детей проводили беседы о родном городе, стране, экскурсии по городу, его памятным местам, досуги и праздники, посвящённые Дню Победы, Дню защитников отечества, Дню космонавтики. Дети принимали участие в выставке рисунков «Мы помним, мы чтим!» а также была оформлена тематическая выставка «С праздником Победы. Наши дети участвовали в «Шествии Победы-2019». Старались воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей. Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
Была проведена литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!». В ходе викторины обобщили знания по русским народным сказкам.
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В беседах с родителями мы заметили, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому поставили перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:
1. Консультации для родителей. Тема: «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»; «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка»; «Воспитание чтением»
2. Оформление папки-передвижки на тему «Социально - нравственные ценности»; «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Формирование нравственных качеств - важный аспект к подготовке к школе»;
3. Беседа с родителями на тему: «Отношение родителей к Социально - нравственному воспитанию ребенка»
4. Индивидуальные беседы и консультации и т. д.
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл литературных произведений;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- улучшилось взаимопонимание с родителями, они принимают участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, в дальнейшем нами будет продолжена работа над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.