Тамара Ведрова
Отчет по самообразованию «Развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
общей моторики на речь детей".
Речь – имеет в жизни огромное значение. За время работы в детском саду наблюдения показали, что у детей довольно часто встречается задержка в развитии речи, хотя они здоровы.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ученые доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Взяв новую группу малышей я заметила, что большинство детей не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих детей отличает скованность и медлительность в выполнении движений, отсутствие активной речи.
В своей работе я поставила и решала следующие задачи:
1. Сочетание игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью.
2. Работу проводить регулярно, выделив для этого определенной время.
3. Подтвердить влияние пальчиковой игры на развитие речи детей.
4. Повысить интерес детей к упражнениям и играм, связанными с движениями рук и пальцев.
Часто наблюдала, что детям очень интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова, открывать и закрывать. Я постоянно поддерживала их стремления, организовывала обучение детей в процессе предметной и игровой деятельности, обогащала словарь. Старалась сформировать сознательное поведение детей, понимание того что можно, а что нельзя. Благотворительное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказали игры с предметами: - мозаика; пирамидки; застегивание пуговиц; кнопок; закрепления на липучках; нанизывание колец на стержень; матрешки; игры с крупой; вкладыши; "пальчиковый бассейн" и др.
Работу по мелкой моторике проводила в свободное время, а также во время утренней гимнастики, примерно 7- 8 минут в день. В своей работе использовала схему "от простого к сложному". Выполняя различные пальчиковые игры и упражнения, дети овладевали умениями и навыками, у них развивалась координация движений: пальчики становились более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезла скованность движений.
В группе подготовила материалы для манипуляции с предметами и развитию мелкой моторики :
1. Различные вкладыши (объёмные, плоскостные).
2. "Застегни – расстегни" (кнопки, пуговицы, замки).
3. "Шнуровки".
4. "Банты" (завяжи – развяжи).
5. "Закрути – раскрути" (гайка + винт).
6. "Открой – закрой" (бутылочки, коробочки, баночки).
7. "Посади грибок" (деревянные грибочки с подставкой).
8. "Рисуем на крупке" (крупа ячневая, манная).
9. "Сложи – сорви – порви" (работа с бумагой).
10. "Рисуем пальчиком" (пальчиковые краски).
11. "Чудо палочки" (работа с цветными палочками).
12. "Мозаика" (средняя, крупная).
13. "Сухой бассейн".
14. "Открой яичко" (киндер – сюрприз).
15. "Лего".
16. Конструктор.
17. "Крутись волчок".
18. "Разбитые тарелки".
19. Пазлы (крупные).
20. Пластелин + цветные карандаши.
21. "Сундучок ощущений" (камушки, ракушки, галька, орехи, шишки).
22. Центр "Песок + вода".
23. Матрешки, пирамидки, прищепки, пуговицы.
24. Пальчиковый театр.
25. Картотека "Пальчиковые игры".
Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
На родительском собрании я отметила значительность мелкой моторики для развития речи, объяснила, что участие родителей не должно быть разовым, эпизодическим, что навыки самообслуживания формируют ручную умелость, подвигают речевое развитие. Предложила родителям вести работу по трё м направлениям:
1. Массаж, специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев.
2. Обучению умению управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.
3. Формирование моторики с использованием настольных и подвижных игр, а также в изодеятельности (лепка, рисование).
Посоветовала приобрести различные пирамидки, матрешки, строитель, конструктор, огородный набор (лопатка, совок, лейка, грабли, учить ими пользоваться. Научить ребенка различать на ощупь: песок, гальку, ракушки, воду. Зимой играть со снегом (лепить, сгребать, чистить дорожки). Объяснила родителям, что совместная работа доставляет детям огромное удовольствие и в тоже время привносит большую пользу, развивая мелкую моторику и координацию движений, положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развития речи.
Во второй младшей группе продолжаю работу по развитию мелкой моторики. Постоянно разучиваю с детьми пальчиковые игры, учу изображать с помощью пальцев различные движения:
1. резание ножницами
2. подметание метелкой
3. пиление
4. закручивание винтика
5. подбирание крошек со стола
6. оттирание пятнышка
7. кормление цыплят
Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становились гибкими, а движения – свободными, что в будущем поможет детям научить писать, рисовать. Провожу задания, используя счётные палочки. Выполняя их, дети научились выкладывать фигурки из палочек по образцу, придумывать что-то своё, вносят новые элементы в имеющиеся комбинации. Очень полезна и нравятся детям манипуляции с пуговицами. Предлагаю детям разобрать их на группы: по величине, по цвету, по форме. Продолжаю детей учить работать со шнуровкой, в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку. Учимся с детьми выкладывать из геометрических форм различные предметы и фигуры. Также для развития мелкой моторики в работе с детьми использую различные упражнения с бумагой:
1. складывать
2. разворачивать
3. перелистывать
4. скатывать
5. разрывать
6. мять
7. шуршать
8. тереть
Очень много внимания уделяю работе с карандашом, а именно штриховка карандашом. При обучении штриховке учу детей соблюдать следующие правила:
1. карандаш держать тремя пальцами;
2. штриховать только в заданном направлении;
3. не заходить за контуры рисунков;
4. соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами).
Во время работы контролирую направление и параллельность линий, посадку ребенка и то как он держит карандаш. С этой работой многие дети справляются хорошо (работы прилагаются).
Продолжаю учить детей работать тремя пальчиками: – крутить волчок, крепить прищепки, собирать деревянные пазлы.
Развитие мелкой и общей моторики в будущем поможет детям избежать многих проблем школьного обучения, поэтому планирую продолжить работу по этой теме.
1. Сделала подборку пальчиковых игр; игр с песком и водой; упражнений для рук; -
- всё оформила в папку;
2. Подготовила пособия и игры для развития мелкой моторики;
3. Оформила фотоальбом;
4. Подготовила консультацию: Центр "Песок и вода".
Литература:
кн. "Самые маленькие в детском саду" под ред. В. Сотниковой
ж. "Воспитатель ДОУ" №12/2009г.
газ. "Детский сад со всех сторон" №30 8/2006г.
кн. "Большая энциклопедия дошкольника" под ред. Герасимовой А. С.