Анна Губская
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая :
• развитию способности нестандартно мыслить;
• готовности к активности творческого характера;
• умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
• формированию эстетического отношения к миру.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Нетрадиционные виды рисования позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Свою работу по обучению детей нетрадиционным видам рисования я начала в прошлом году со старшей группы, поставив перед собой следующие цели и задачи.
Цели:
1. Изучить используемые способы рисования в дошкольном учреждении. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствовать движения рук и психических процессов:
• произвольного внимания;
• логического мышления;
• зрительного и слухового восприятия;
• памяти, речи детей.
Задачи:
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
3. Систематизация изученного материала.
4. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
5. Формировать навыки учебной деятельности:
• умение действовать по словесным инструкциям;
• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
• контроль за собственными действиями.
6. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
7. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Ожидаемые результаты обучения.
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
• создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
• сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
• развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
• проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
В первый год работы над этой темой в старшей группе были использованы самые простые методы нетрадиционного рисования. Далее была поставлена задача продолжить знакомство детей с более сложными техниками нетрадиционного рисования.
Составлен план организации работы, который включал этапы:
• Сентябрь.
• Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
• Октябрь.
• -Опечаток листьями березы.
• -Двойной отпечаток кисти «Рябина»
• Ноябрь.
• -Монотипия «Осенний лес»
• Декабрь.
• -Рисование с помощью свечи «Зимние узоры на окнах»
• Январь.
• -Рисование с помощью техники сухого тычка кисти, с помощью ватных палочек.
• Февраль.
• -Рисование с помощью акварели и каменной соли «Океан»
• Март.
• -Рисование с помощью губки «Весеннее дерево»
• -Рисование на мятой бумаге «Подснежники»
• Апрель.
• -Монотипия «Весенний лес»
• -Рисование пальчиками «Ландыши»
• -Набрызг «Космос»
• Май
• -Рисование с помощью восковых мелков и акварели «Праздничный город»
• -Изготовление альбома с рисунками по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе. Выставка детских работ.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
В работе также прослеживалась интеграция образовательных областей.
Задачи по образовательным областям:
«Художественно – эстетическое развитие»
1. Формировать умения следовать устным инструкциям.
2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
«Познавательное развитие»
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
4. Развивать пространственное воображение.
«Социально – коммуникативное развитие»
1. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Работа по использованию детьми нетрадиционных видов рисования строилась на основе следующих методов и приемов:
• словесный (беседа, рассказ)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.
Приготовила и разместила в уголке рисования следующие игры :
- «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?»
- «Составь композицию», «Составь фигуру»
- «Преврати пятно во что хочешь», «Угадай животное»
- Лото «Узнай элемент узора».
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков;
-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Как научить ребенка рисовать?», «Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка»;
-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».
Совместно с детьми были подготовлены коллективные работы с помощью нетрадиционных техник рисования : «Дворец снежной королевы» (рисование с помощью свечи), «Букет сирени»(рисование с помощью губки, «Экология глазами детей»(рисование с помощью палочек)
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.