Ирина Ермолова
Формирование культурно-гигиенических навыков через малые формы фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время многие родители больше внимание уделяют обучению детей чтению, математике и языкам, чем культурно-гигиеническим навыкам, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Так, например, приводя ребенка в младшую группу некоторые мамы и папы спрашивают «А когда вы будете учить буквы?», не понимая, что на данный момент ребенку важнее научиться обслуживать себя. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков через малые формы фольклора» размещена в разделах
Поэтому с родителями была проведена консультация «О важности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.» Была определена тема самообразования: «Формирование КГН посредством использования малых форм фольклора т. к. я считаю, что именно использование малых форм фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам способствует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждает к совместным действиям со взрослыми, устанавливает доверительные отношения в коллективе, способствует постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду. Так исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф Островской и других показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является малые формы фольклора. Фольклор воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. А Василий Александрович Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь чтение фольклора требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, потешки, песенки, стихотворения произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение таких произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.
Так, например, при умывании детей произношу: «Водичка, водичка, Умой (Ане) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок». Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками: «Ай, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся» или «В руки мыло мы возьмем И водичкою польем. Моем руки чисто, чисто…» Во время еды можно проговаривать: «Каша из гречки Варилась на печке, Варилась и прела, Чтобы (Яна) ела. Процесс пробуждения детей я тоже сопровождаю чтением потешек: «Вот проснулся петушок, Встала курочка. Просыпайся наш дружок, Встань, наш Митенька, дружок». Или: «Травка – муравка со сна поднялась, Птица – синица за зерно взялась. Детки, просыпайтесь, С кроваток поднимайтесь».
Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами, засыпают. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее.
В своей работе я, на основе фольклорных произведений, составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей, отражающие актуальные вопросы развития КГН ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила атрибуты (шапочки, элементы костюмов) для театрализованной деятельности: «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок» и театры на пальчиках: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Куры-курченяточки», «Крута гора», «Летят-не летят».
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
Было практически апробировано использование художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, потешек и других форм фольклора для развития КГН на занятиях и в повседневной жизни.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, которую я проводила в своей группе, дала положительные результаты. Формируя культурно-гигиенических навыки, решались познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей. Эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наставления, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми. Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, поддерживается интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.