Валентина Гловяк
Создание атрибутов для сюжетной ролевой игры
▼ Скачать +Заказ
Создание атрибутов для сюжетной ролевой игры
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Публикация «Создание атрибутов для сюжетной ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Темочки
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью нашей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
• Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр.
• Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
В сентябре 2018 г. разработали перспективный план сюжетно-ролевых игр с учётом особенностей детей дошкольного возраста по средней группе.
В ноябре 2018 года мною был проведен мастер-класс для педагогов «Создание атрибутов к сюжетно-ролевым играм» по освоению умений создания атрибутов для пополнения среды в организации игры.
В процессе работы мы создали предметно-игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.
В группе создана картотека сюжетно-ролевых игр. Обновлены центры для игр, такие как:
- «Парикмахерская» (обновлен костюм парикмахера, атрибуты для причесок);
- «Магазин» (пополнили бакалею, фрукты и овощи магазина, касса, продукты питания);
- для игры «Строитель» - каска для строителя, строительные инструменты
- обновили костюмы для игры «Больница»;
- в уголок «Семья» пополнили сервировочной посудой;
- пополнение: кукольного театра: ширма;
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача).
Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений, а также использование ИКТ.
Играя с детьми, создаем проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.
В своей работе используем следующие принципы организации игры с детьми :
• Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, мы сами играем с детьми.
• Играем с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваем игру особым способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения.
• Начиная с раннего возраста, формируем игровые умения и одновременно ориентируем ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром - взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.
В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаем принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях мы сначала помогаем детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно переходим к углублению содержания других.
Также мы используем разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляем интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаем детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом используем короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаем детям справедливо распределить роли, направляем внимание детей на подбор игрушек и т. д.
В средней группе, участвуя в игре, берем на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.
Как можно чаще нужно хвалить и поощрять каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараемся, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Все дети чувствует себя в группе комфортно. Работая с детьми в группе, мы создаем обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате нашей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.