МААМ-картинки

Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома

Юлия Павленко
Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет по самообразованию

Тема: «Воспитание навыков культуры поведения

в повседневной жизни воспитанников детского дома»

Воспитателя Павленко Ю. В.

2022-2023 уч. год

Формирование культуры поведения у детей происходит под

Публикация «Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома» размещена в разделах

воздействием объективных условии жизни, обучения и воспитания, в

процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и

будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической,

соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей

жизни ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Одним из направлении в нравственном развитии ребёнка является

воспитание культуры поведения.

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых

лет жизни ребенка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать

основные нормы общения.

Актуальность проблемы: В современном обществе для успешного

существования человека необходимо соблюдение правил поведения,

принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время

наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей,

подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие

порождает все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим

актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в

определенных социальных кругах не вызывает сомнения.

Знакомство с основами этикета позволяет усвоить нормы поведения в

обществе и превратить их в привычку.

Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности.

Задачи:

1. Изучить с детьми понятие «этикета» и «культурного человека».

2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных

жизненных ситуациях.

3. Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми.

4. Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе.

5. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от

ситуации.

6. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражении.

Задачи коррекционной работы:

1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм

морали и права.

2. Определение причин отклонении в правовом и нравственном развитии, а

также индивидуальных психологических особенностей личности у

выявленных воспитанников.

3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении

причин ее нравственной деформации, отклонении в поведении.

Коррекционная работа строилась по направлениям:

• Коррекция отношения ребенка к самому себе – изменение внутренних

установок, системы нравственно – правовых ценностей.

• Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение

навыков речевого общения и коммуникативности.

• Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к

нравственному выбору и достойному месту в жизни.

• Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных,

групповых и индивидуальных форм работы.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение

2. Упражнение

З. Воспитывающие ситуации

4. Поощрение

5. Пример для подражания

6. Разнообразие словесных методов

7. Разъяснение

8. Беседа

Методы и приемы формирования нравственного сознания.

1. Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств

массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей

жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для

выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных

представлении.

2. Практически – действенные методы - воспитывающие

ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность,

арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства).

Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с

различными информационными методами.

3. Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение,

осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-

действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным

поощрением.

Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое

нравственное развитие личности, при котором происходит и полное

совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения воспитанников находятся в

полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями, когда

натуральное поведение переходит в культурное.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от

того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам

в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в

зависимости от количества воспитанников, – охвачена группа, небольшие

группы или отдельные воспитанники (фронтальная, групповая,

индивидуальная работа). А также, использую формы организации

воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания :

1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т. д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т. п.);

3) наглядные формы (выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Основные коллективные формы и методы воспитания культуры поведения

и убеждения воспитанников, которые использую в своей работе по данной

теме:

Воспитательский час. Это наиболее распространенная форма организации

воспитательной работы. При проведении воспитательских часов преобладает

форма свободного общения учащихся с педагогом. Воспитательский час –

это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо

готовиться, чтобы он запоминался детьми, оставлял след в их сознании,

влиял на их поведение.

•Беседы. В воспитательной деятельности большое

место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными

представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и

действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед

вырабатывается оценочное отношение воспитанников к своему поведению и

поведению других людей. Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков воспитанников. Такой разговор провожу сразу после совершения поступка. В моей деятельности основное

место занимает разъяснение «Правил для детей» как главных критериев

поведения обучающихся воспитанников. Например, провожу с детьми

беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах,

на улице, правила поведения перехода через дорогу, соблюдение правил пожарной безопасности, правила поведения около водоемов. Дети расписываются за проведенные беседы в журнале инструктажей. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю

о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно

поступать в том или ином случае. Беседы провожу с группой или индивидуально с ребенком, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением

недостатков в поведении воспитанников. В ряде случаев более эффективна

индивидуальная беседа с провинившимися воспитанниками. При этом важно

создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

•Час чтения – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не

только расширить кругозор детей, развить у них художественный вкус, но и

усвоить нормы и принципы нравственности через книгу, поступки героев.

•Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю воспитанников к участию

в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к

художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир

ребенка. В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению

школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы,

уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о

нормах и правилах поведения, обогащаю их духовно- нравственные

представления и понятия. Требования к поведению достигают цели лишь при

условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного

поведения детей. Использую в своей работе упражнение в системе духовно-нравственного воспитания. Процесс духовно-нравственного воспитания обязательно

включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил

общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек

поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией

практической деятельности воспитанников. В процессе воспитания культуры поведения я применяю в основном два типа упражнении : организация нравственного опыта воспитанников путем вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей. Особенно велико значение упражнении, связанных с организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе

целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения

в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и

в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они

содействуют приучению к коллективной деятельности. Воспитание в труде

– это наиболее действенное воспитание. Если воспитанник занят трудом, он

обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он

надежный помощник. У него больше развито чувство ответственности.

Серьезное влияние на формирование поведения оказывает выполнение

различных общественных поручении. Они тесно связаны, прежде всего, с

организационной деятельностью. У каждого ребенка в группе есть свое

поручение в группе. Это подтягивает воспитанников к тому, чтобы быть

ответственнее, ощущать себя частью коллектива.

Целесообразны также упражнения в форме организации положительных

поступков. Например, воспитаннику поручается помочь отстающему в

учении, помочь в украшения группы в празднику, помочь дежурному по

группе. Успех применения упражнении, их эффективность зависят от соблюдения

ряда требовании. Это – осознание воспитанниками важности и

необходимости проведения упражнении ; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь

упражнении с различными формами убеждения.

• В своей деятельности использую методы стимулирования

воспитанников. Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах:

одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,

награждение. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих

потребностей.

• Использую методы воздействия на эмоциональную сферу

воспитанников. Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении

своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами,

пониманию своих эмоциональных состоянии и причин их порождающих.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является

внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и

невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на

чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода

способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними

эмоциональных состоянии.

• Мною используются методы воспитывающих ситуации. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально

созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих

ситуации. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед

необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода

воспитывающих ситуации является соревнование, оно способствует

формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод

опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к

соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у

него способность к самоактуализации.

Итак, проанализировав методы формирования культуры поведения

воспитанников, применяемые мною в работе, отмечу, что в реальных

условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в

сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не

логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их

система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот

или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде.

Но без соответственного подкрепления другими методами,

без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет

движение воспитательного процесса к намеченной цели. И еще

нравственность формируется не на словесных или деятельностных

мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых

ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и

совершать поступки. Поэтому методы духовно-нравственного воспитания

должны быть взаимосвязаны с жизнью. Повышение уровня воспитанности воспитанников своей группы – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т. к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребенка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются

дошкольное учреждение, школа и т. д. Будучи взрослым, человек занимается

самовоспитанием. И очень важно, чтобы все хорошее, что есть в каждом

человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл

жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств в подготовительной группе Сентябрь Продолжать учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 18:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Павленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД