Юлия Павленко
Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Тема: «Воспитание навыков культуры поведения
в повседневной жизни воспитанников детского дома»
Воспитателя Павленко Ю. В.
2022-2023 уч. год
Формирование культуры поведения у детей происходит под
Публикация «Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Культура поведения для детей
- Темочки
воздействием объективных условии жизни, обучения и воспитания, в
процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и
будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической,
соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей
жизни ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Одним из направлении в нравственном развитии ребёнка является
воспитание культуры поведения.
Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых
лет жизни ребенка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать
основные нормы общения.
Актуальность проблемы: В современном обществе для успешного
существования человека необходимо соблюдение правил поведения,
принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время
наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей,
подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие
порождает все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим
актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в
определенных социальных кругах не вызывает сомнения.
Знакомство с основами этикета позволяет усвоить нормы поведения в
обществе и превратить их в привычку.
Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности.
Задачи:
1. Изучить с детьми понятие «этикета» и «культурного человека».
2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных
жизненных ситуациях.
3. Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми.
4. Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе.
5. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от
ситуации.
6. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражении.
Задачи коррекционной работы:
1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм
морали и права.
2. Определение причин отклонении в правовом и нравственном развитии, а
также индивидуальных психологических особенностей личности у
выявленных воспитанников.
3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении
причин ее нравственной деформации, отклонении в поведении.
Коррекционная работа строилась по направлениям:
• Коррекция отношения ребенка к самому себе – изменение внутренних
установок, системы нравственно – правовых ценностей.
• Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение
навыков речевого общения и коммуникативности.
• Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к
нравственному выбору и достойному месту в жизни.
• Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм работы.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение
2. Упражнение
З. Воспитывающие ситуации
4. Поощрение
5. Пример для подражания
6. Разнообразие словесных методов
7. Разъяснение
8. Беседа
Методы и приемы формирования нравственного сознания.
1. Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств
массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей
жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для
выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных
представлении.
2. Практически – действенные методы - воспитывающие
ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность,
арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства).
Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с
различными информационными методами.
3. Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение,
осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-
действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным
поощрением.
Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое
нравственное развитие личности, при котором происходит и полное
совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения воспитанников находятся в
полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями, когда
натуральное поведение переходит в культурное.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от
того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам
в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в
зависимости от количества воспитанников, – охвачена группа, небольшие
группы или отдельные воспитанники (фронтальная, групповая,
индивидуальная работа). А также, использую формы организации
воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания :
1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т. д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т. п.);
3) наглядные формы (выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Основные коллективные формы и методы воспитания культуры поведения
и убеждения воспитанников, которые использую в своей работе по данной
теме:
• Воспитательский час. Это наиболее распространенная форма организации
воспитательной работы. При проведении воспитательских часов преобладает
форма свободного общения учащихся с педагогом. Воспитательский час –
это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо
готовиться, чтобы он запоминался детьми, оставлял след в их сознании,
влиял на их поведение.
•Беседы. В воспитательной деятельности большое
место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными
представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед
вырабатывается оценочное отношение воспитанников к своему поведению и
поведению других людей. Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков воспитанников. Такой разговор провожу сразу после совершения поступка. В моей деятельности основное
место занимает разъяснение «Правил для детей» как главных критериев
поведения обучающихся воспитанников. Например, провожу с детьми
беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах,
на улице, правила поведения перехода через дорогу, соблюдение правил пожарной безопасности, правила поведения около водоемов. Дети расписываются за проведенные беседы в журнале инструктажей. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю
о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно
поступать в том или ином случае. Беседы провожу с группой или индивидуально с ребенком, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением
недостатков в поведении воспитанников. В ряде случаев более эффективна
индивидуальная беседа с провинившимися воспитанниками. При этом важно
создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
•Час чтения – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не
только расширить кругозор детей, развить у них художественный вкус, но и
усвоить нормы и принципы нравственности через книгу, поступки героев.
•Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю воспитанников к участию
в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к
художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир
ребенка. В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению
школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы,
уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о
нормах и правилах поведения, обогащаю их духовно- нравственные
представления и понятия. Требования к поведению достигают цели лишь при
условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного
поведения детей. Использую в своей работе упражнение в системе духовно-нравственного воспитания. Процесс духовно-нравственного воспитания обязательно
включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил
общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек
поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией
практической деятельности воспитанников. В процессе воспитания культуры поведения я применяю в основном два типа упражнении : организация нравственного опыта воспитанников путем вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей. Особенно велико значение упражнении, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе
целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения
в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и
в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они
содействуют приучению к коллективной деятельности. Воспитание в труде
– это наиболее действенное воспитание. Если воспитанник занят трудом, он
обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он
надежный помощник. У него больше развито чувство ответственности.
Серьезное влияние на формирование поведения оказывает выполнение
различных общественных поручении. Они тесно связаны, прежде всего, с
организационной деятельностью. У каждого ребенка в группе есть свое
поручение в группе. Это подтягивает воспитанников к тому, чтобы быть
ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных
поступков. Например, воспитаннику поручается помочь отстающему в
учении, помочь в украшения группы в празднику, помочь дежурному по
группе. Успех применения упражнении, их эффективность зависят от соблюдения
ряда требовании. Это – осознание воспитанниками важности и
необходимости проведения упражнении ; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь
упражнении с различными формами убеждения.
• В своей деятельности использую методы стимулирования
воспитанников. Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах:
одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,
награждение. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих
потребностей.
• Использую методы воздействия на эмоциональную сферу
воспитанников. Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении
своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами,
пониманию своих эмоциональных состоянии и причин их порождающих.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является
внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и
невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на
чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода
способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними
эмоциональных состоянии.
• Мною используются методы воспитывающих ситуации. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально
созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих
ситуации. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед
необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода
воспитывающих ситуации является соревнование, оно способствует
формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод
опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к
соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.
Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у
него способность к самоактуализации.
Итак, проанализировав методы формирования культуры поведения
воспитанников, применяемые мною в работе, отмечу, что в реальных
условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в
сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не
логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их
система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот
или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде.
Но без соответственного подкрепления другими методами,
без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет
движение воспитательного процесса к намеченной цели. И еще
нравственность формируется не на словесных или деятельностных
мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых
ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и
совершать поступки. Поэтому методы духовно-нравственного воспитания
должны быть взаимосвязаны с жизнью. Повышение уровня воспитанности воспитанников своей группы – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т. к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребенка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются
дошкольное учреждение, школа и т. д. Будучи взрослым, человек занимается
самовоспитанием. И очень важно, чтобы все хорошее, что есть в каждом
человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл
жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!