Оксана Тарасова
Формирование и развитие творческих способностей посредством ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
«Формирование и развитие творческих способностей посредством ручного труда»
Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, кую роль играет ручной труд в развитии ребенка. Главная цель моей работы- это развитие всесторонней личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослым, без запретов и отрицаний с моей стороны.
Публикация «Формирование и развитие творческих способностей посредством ручного труда» размещена в разделах
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».
Ручной труд - это творчество ребёнка. Перед нами стоит проблема, как воспитывать, обучать и развивать ребенка, чтобы это соответствовало его особенностям, индивидуальным интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных решений. Чтобы он творчески развивался сам, нам необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей интерес к творчеству. Сегодня проблема творческого развития и саморазвития ребенка дошкольника приобрела главную роль. Развитию у детей способности к творчеству, преобразованию действительности способствует ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, изготовление с детьми поделок из бумаги, картона, ткани, природного материала составляет одну из основных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старшем возрасте.
Цель моей работы.
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Ручной труд способствует решению следующих задач:
Развитие конструктивных, изобразительных, творческих способностей у дошкольников;
Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
Развитие сенсомоторики, мелкой моторики кистей ру
Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия;
Учить создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, выбирая наиболее оригинальный и простой;
Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
Обучать сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного материала с помощью клея и пластилина;
Формировать элементарные математические представления, представления об окружающей действительности;
Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к материалам;
Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей.
Ручной труд – это работа ребенка с различными материалами, с целью создания художественно - эстетически предметов и изделий для украшения своего дома, игр, отдыха
Я, занимаюсь ручным трудом с детьми, и стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками.
На занятиях по ручному труду мы с детьми работаем с различными материалами:
Природный материал (шишки ели, семена ясеня, листья, косточки, яичная скорлупа, камушки, бусинки, гречневая, манная, рисовая крупа, пшено, семена подсолнечника, садовых цветов.
Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
Ткань, вата, и т. д. Бросовый материал (коробки, киндеры и т. д.)
В группе созданы условия для самостоятельной творческой деятельности :
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для ручного
творчества предметно-развивающая среда;
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
наличие образцов;
использование созданных детьми поделок для оформления группы, организации выставок, участия в конкурсах;
вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
В основу своей работы по ручному труду положены принципы :
доступности,
наглядности,
последовательности (от простого к сложному,
системности,
индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ, словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок,
практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Воспитывать желание делать поделки как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким.
Самое главное моей работе- это каждый день удивлять детей новыми идеями, интересовать незнакомыми фактами, учить проявлять любознательность, развивать мышление и фантазию, совершенствовать навыки и умения, просто любить, дарить им счастливые дни детства и не мешать познавать мир!