Дженнет Ильясова
Отчет по проекту «Речевое развитие детей средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Знакомить детей с окружающим миром- природой (растения, животные, птицы, с укладом жизни и быта русского народа.
Темочки:
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приемы работы с родителями.
Актуальность проекта :
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». К Ушинский.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, заклички, считалки, колыбельные).
Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Тип проекта : познавательно – творческий
Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители
Продолжительность проекта : долгосрочный (с 21.01.2019 по 28.02.2019)
Проблема, на решение которой направлен проект : У детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Ожидаемый результат:
У детей формируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
У родителей повысится общий культурный уровень.
Обогащение и расширение знаний педагогов о русском народном творчестве, создание буклета для родителей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационный (с 21.01. по 22.01.)
При реализации 1 этапа была изучена методическая литература, интернет – ресурсы (maam.ru nsportal.ru infourok.ru по данной теме
Составлен план работы
Проведено анкетирование родителей с целью выявления использования фольклора в развитии детей
Создана картотека потешек, пословиц, поговорок, загадок, чистоговорок, скороговорок, закличек, считалок, колыбельных песен.
Подобран материал для организованной деятельности с детьми, иллюстрации с изображениями народных промыслов, народных игрушек (матрешки, дымковская игрушка)
В группе создан уголок «Устное народное творчество»
2 этап - реализация проекта (с 23.01. по 25.02.)
Работа с детьми:
Чтение русских народных сказок : «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурушка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Пересказ сказки «Снегурушка и лиса»
Разучивание песенки колобка из сказки «Колобок», песенки козы из сказки «Волк и козлята»
Знакомство и обыгрывание потешек: «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…», «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи»
Пересказ сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и потешек «Пошел котик на торжок», «Ваня, Ваня - простота», «Огуречик,огуречик» по мнемотаблицам
Показ настольного театра: «Репка», «Заюшкина избушка»
Показ кукольного театра по сказкам «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь»
Инсценирование фрагментов сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Колобок»
Обыгрывание пальчикового театра «Колобок», «Кот, петух, лиса»
Разучивание песен и потешек: «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…», «Курочка – рябушечка…/», «На улице три курицы…», «Чики-чики-чикалочки…», «Божья коровка,.», «Улитка, улитка…», «Ваня, Ваня простота…»
Слушание народных песен : «Петушок», «Ладушки».
Подвижные игры и эстафеты: «Карусель», «Кошки-мышки», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору»
Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек. Альбомы народных промыслов
Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы
Ежедневное слушание перед дневным сном русских народных колыбельных песен
Знакомство с народными игрушками : матрешка, дымковский петушок, дымковская лошадка
Рисование узоров дымковской росписи «Дымковский петушок», «Дымковские лошадки»
Рисование «Украсим матрешке сарафан»
Аппликация «Колобок на окошке»
Работа с родителями:
Проведено родительское собрание на тему «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей» (24.01.2019)
Консультация на тему «Народное творчество в воспитании детей»
Изготовили и раздали родителям буклеты «Устное народное творчество», для использования в работе с детьми дома.
Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки»
На сайте «Всероссийский «Портал образования» воспитатели группы прошли тестирование на тему «Устное народное поэтическое творчество»
3 этап – заключительный (с 26.02. по 28.02.)
Подведение итогов
Выставка детских работ
Что нам дал проект?
У детей сформирован интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
Словарь детей к концу проекта обогатился новыми словами, оборотами, выражениями
Дети познакомились с русским народным творчеством.
Разучили народные песенки и потешки
С удовольствием обыгрывают потешки и русские народные сказки
У родителей сформировано понимание необходимости использования фольклора в развитии детей
Педагоги обогатили и расширили знания о русском народном творчестве.