Юлия Арцыбашева
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию педагога
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
уч. год
Актуальность
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;;
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.
12. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
дети научились:
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги;
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Результаты для педагога и родителей воспитанников:
оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
участие в педсоветах, семинарах;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
пополнена РППС группы.
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
оформление РППС группы
Считаю, что данная тема самообразования актуальна и может быть реализована в течение как одного года (в подготовительной к школе группе, так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).
В основу изучения мною данной темы легла программа «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».
Прежде чем начинать работу по данной теме, мне необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов).
Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).
Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей. В начале сентября проведено родительское собрание с включением в повестку дня знакомство родителей с темой самообразования, проведено анкетирование.
Анализ анкет показал, что 90 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 10% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают полезно внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложна, но интересна для детей.
В течение года с родителями проводилась работа: родительские собрания, круглый стол, памятки, оформление стендовой информации, индивидуальные беседы; активное взаимодействие с родителями по обогащению РППС группы. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях ДОУ, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
Выявлено, на всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Считаю, что формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе, способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи.
В результате проведенных практических мероприятий в течение года: игр, чтения художественной литературы, просмотров презентаций и видеофильмов, мультфильмов, продуктивной деятельности, самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы у детей сформировались первоначальные представления о труде и профессиях, о деньгах и процессе купли-продажи. Дети познакомились с деньгами разных номиналов и стран, приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Расширили свой лексический запас и кругозор
В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 20 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 11%.
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий (РППС в ДОУ и в семье) и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Итогом проведённых мероприятий стало создание в группе центра финансовой грамотности.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация моих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.