МААМ-картинки

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Арцыбашева
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет по самообразованию педагога

Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

уч. год

Актуальность

Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;;

привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.

8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –

9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

11. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.

12. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Результаты работы с детьми по теме самообразования:

дети научились:

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги;

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

Результаты для педагога и родителей воспитанников:

оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

участие в педсоветах, семинарах;

повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

пополнена РППС группы.

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей

Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ

Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

оформление РППС группы

Считаю, что данная тема самообразования актуальна и может быть реализована в течение как одного года (в подготовительной к школе группе, так и двух лет старшей и подготовительной к школе группах).

В основу изучения мною данной темы легла программа «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».

Прежде чем начинать работу по данной теме, мне необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов).

Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).

Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей. В начале сентября проведено родительское собрание с включением в повестку дня знакомство родителей с темой самообразования, проведено анкетирование.

Анализ анкет показал, что 90 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 10% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают полезно внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложна, но интересна для детей.

В течение года с родителями проводилась работа: родительские собрания, круглый стол, памятки, оформление стендовой информации, индивидуальные беседы; активное взаимодействие с родителями по обогащению РППС группы. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях ДОУ, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

Выявлено, на всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Считаю, что формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе, способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи.

В результате проведенных практических мероприятий в течение года: игр, чтения художественной литературы, просмотров презентаций и видеофильмов, мультфильмов, продуктивной деятельности, самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы у детей сформировались первоначальные представления о труде и профессиях, о деньгах и процессе купли-продажи. Дети познакомились с деньгами разных номиналов и стран, приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Расширили свой лексический запас и кругозор

В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 20 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 11%.

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий (РППС в ДОУ и в семье) и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Итогом проведённых мероприятий стало создание в группе центра финансовой грамотности.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация моих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности. Задачи: - Развивать социально – коммуникативное общение, внимание,.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как зарабатывать на кино?»Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как зарабатывать на кино?» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастана тему: «Как зарабатывать на кино?»Старшая группа №6 Составили:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 сентября 2023 в 19:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Арцыбашева (УИ 2223973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД