Наталья Евсеева
Отчет о работе по развитию речи детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Журавленок» г. Южно-Сахалинска
Выписка из календарного плана 2021 г.
по формированию речевого развития
во 2 младшей группе № 03 «Дельфинчики»
Воспитатель:
Евсеева Н. Н.
Задачи:
- формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
Публикация «Отчет о работе по развитию речи детей младшего возраста» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
-формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Для реализации данных задач в своей работе мы использовали:
1. Дидактические игры.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развиваются память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности.
«Большой-маленький»,
«Чего не стало?»
«Кто где живет?»
«Чья вещь?»
«Вставь словечко»
«Закончи предложение»
«Назови слово противоположное по значению»
«Когда это бывает»
«Чудесный мешочек», и т. д.
Научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение: Зайчик (под столом, над столом, на столе, Ворона (над крышей, на крыши, Мячик (под столом).
Методы:
- игровые ситуации: «Мама кормит Куклу», «Покатаем собачку на машине», «Готовим обед для Медвежонка», «Зайка заболел», «Завяжем котику бантик», «Угощение для собачки» и т. д.
-Игры с предметами;
-настольно-печатные;
-игры -путешествия;
Игры-загадки.
2. Словарная работа.
Цель:
Обогащение словаря;
Пополнение словаря словами, относящимися к разным частям речи;
Активизация антонимов.
Приемы, способствующие обогащению словаря:
-Использование нового слова и рассматривание предмета, которое оно означает;
-Интонационное акцентирование внимания детей на этом слове;
-Многократное повторение речевого образца для его дословного повторения;
-Употребление нового слова в различных воспроизведениях.
Игры на развитие словаря:
- Угадай-ка;
«Чего не стало?»;
«Что изменилось?»
«Узнай по описанию»
«Что за животное»
«Магазин посуды»
«Что для чего»
«Чьё, чьё? Мое!»
«Подбери слова»
«Бывает, не бывает»
«Задумай слово», и т. д.
3. Артикуляционная гимнастика.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для языка:
Часики
Змейка
Лошадка
Почистим зубки
Вкусное варенье, и т. д.
Для губ:
Заборчик
Трубочка
Хоботок
Улыбка
Методы:
-Артикуляционные дорожки;
-речевые кубики;
-картинки-символы;
-использование логопедических кукол и сказочных героев.
4. Описание по картинке.
1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.
2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Используются дидактические игры с предметными картинками:
-подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.
-игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).
Характерные особенности занятий:
- Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
- Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;
- Использование литературных и художественных вставок.
Возможные методы:
- Игра «Расскажи кукле».
- Выбор объекта описания;
- Показ игрушки, идентичной персонажу картины;
- Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).
- Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как будто это наш котенок»).
Дополнительные мероприятия:
-Подвижные, музыкальные игры:
«Кот и мыши» или «Мыши водят хоровод», «Лошадки», «Курочка хохлатка»,
«Птички в гнездышках», «Лохматый пес», «Зайка беленький сидит»
«Зайцы и лисичка» и т. д.
- Театрализованная деятельность
Настольный театр, пальчиковый театр.
Инсценировка русских народных сказки:
Театрализованное представление сказок:
«Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», и т. д.
- Художественная литература
Чтение и разучивание потешек: «Тили – бом», «Пошел котик на торжок»
«Киска», В. Берестова «Котенок», «Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А. Барто: «Лошадка», «Бычок», «Мишка», «Зайка»
Чтение р. н. сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Волк и козлята».