Юлия Должикова
Отчет о проделанной работе по самообразованию «Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Радуга» города Белореченска муниципального образования Белореченский район
2020-2021 учебный год
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.
В период с 2020-2021 учебного года я работала над темой самообразования «Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков»
Публикация «Отчет о проделанной работе по самообразованию „Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи самообразования :
1. Повысить собственный уровень знаний путём осуществления теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
2. Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года (определить уровень культурно - гигиенических навыков у детей).
3. Разработать перспективный план работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
4. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
5. Подготовить для педагогов буклет: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников».
Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования культурно-гигиенических навыков является ранний дошкольный возраст, так как нервная система ребенка в данном возрасте пластична, а действия, которые связаны с принятием пищи, одеванием, умыванием, систематические и неоднократные. Поэтому этот процесс нельзя откладывать на более поздние периоды.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста включает следующие компоненты:
умывание, которое подразумевает соблюдение последовательности действий при мытье рук и самостоятельное мытье рук, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, которые вызывают затруднения, знания об использовании полотенца, понимании «грязных» рук и их мытье;
поведение за столом включает : умелое пользование ложкой, самостоятельный прием пищи, использование салфетки, умение после еды класть на тарелку ложку, не мешать другим детям за общим столом, не пользоваться их приборами, после еды говорить «спасибо»;
одевание заключается в самостоятельном одевании в правильной последовательности, в обращении к воспитателю за помощью, знании своего шкафчика, узнавании своих вещей;
уход за вещами, игрушками состоит в бережном отношении к игрушкам, вещам, пользовании ими по назначению, участии вместе со взрослыми в уходе за вещами;
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постепенно усложняются, их объем увеличивается. Дети становятся более самостоятельными. В детском саду должна быть создана обстановка, способствующая формированию навыков личной гигиены, особенно это относится к детям младшего возраста. В режиме дня детей младшего возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детей среднего возраста, на формирование культурно - гигиенических навыков.
Основные методы формирования у дошкольников культурно- гигиенических навыков :
- личный пример взрослых;
- образовательная деятельность в данном направлении;
- демонстрация необходимых действий;
- пояснение, объяснение, поощрение;
- многократное повторение действий;
- дидактические игры, стихотворения, потешки, развлечения;
Большое значение для закрепления культурно - гигиенических навыков имеют интересные рассказы, стихи, картинки. Поэтому для успешного формирования у них гигиенических навыков следует чаще прибегать к показу, который сопровождается пояснениями. Воспитатель показывает, как надо правильно держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ сопровождается объяснением. Постепенно дети воспринимают целесообразность требований воспитателя (мыть руки, пока они не станут чистыми, и т. п.). Любое действие воспитатель показывает таким образом, чтобы выделить отдельные операции. Вначале он акцентирует внимание детей на самых существенных действиях, а затем на дополнительных. Операции следуют друг за другом в строгом порядке с интервалом между ними не более 5-10 с. В противном случае не удается выработать динамический стереотип. Показ действий малышам обязательно должен сопровождаться проговариванием. Умелое руководство со стороны педагога сокращает время овладения ребенком навыками личной гигиены.
Пример воспитателя может быть прямым и косвенным. В случае прямого примера воспитатель предлагает детям посмотреть, как он делает, а во втором - применяет различные формы, вызывающие у детей интерес и привлекающие их внимание. Если примером служит поведение воспитателя, при этом обязательно должно проявиться его личное отношение. Только в этом случае пример будет для детей убедительным. Во всех группах широко применяются такие приемы, как похвала, одобрение, поощрение, педагогическая оценка. Всегда имеет значение своевременность похвалы, но не следует этим злоупотреблять. В противном случае ребенок будет постоянно ждать похвалы. Выполнение требований взрослых должно стать для детей нормой поведения, их потребностью. Одобрение поддерживает в детях желание и в дальнейшем поступать так же, сделать что-либо еще лучше. Иногда воспитатель поощряет ребенка в такой форме, чтобы напомнить ему правила выполнения. Иногда ему приходится применять порицание, но этот педагогический прием лучше всего применять в косвенной форме, не называя имени ребенка.
В своей педагогической практике я использую различные современные методы и приемы. Одним из таких является использование поучительных сказок, целью которых является формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников. На прослушивании и обсуждении содержания сказок не останавливается процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей. Здесь также используется прием драматизации сказки с помощью театра: пальчиковый театр.
Для формирования навыков одевания провела следующие занятия: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».
Программное содержание: Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежды). Обучать детей порядку одевания и раздевания. При помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятые вещи. Вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее, желание принять участие в инсценировке.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях: в режимных моментах, в неорганизованной свободной деятельности.
Проводя занятия, упражнения, дидактические игры, учитывала принципы педагогической деятельности: принцип целенаправленности педагогического процесса,принцип уважения личности в сочетании с разумной требовательностью к ребенку, принцип опоры на положительное в человеке, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
У детей ограничен еще объем внимания, поэтому, чтобы привлечь их внимание к занятиям, разнообразным упражнениям в первую очередь предлагались задания, связанные с движениями; обязательно использовался наглядный материал. В общении с малышами старалась сочетать твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью. Деятельность детей строила таким образом, чтобы они чувствовали радость и удовольствие от занятий, создавала атмосферу непосредственно эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у детей чувство тревоги перед взрослыми и детьми, и позволит ребенку свободно проявлять свое собственно «Я».
Условия успешного формирования культурно-гигиенических навыков
Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в учреждении (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.).
Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы – разные.
Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
Организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий.
Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Именно соблюдение этих условий показали положительную динамику формирования культурно-гигиенических навыков.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста играет важнейшую роль в охране и укреплению их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка раннего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Работа над темой самообразования «Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков» позволила объединить усилия ДОУ и семьи для развития культурно-гигиенических навыков ребенка, сделать первый шаг в приобщении детей раннего возраста к здоровому образу жизни.
Я считаю целесообразным работать дальше в этом направлении, подбирать новые игры и упражнения, которые можно использовать в работе с детьми. Изучать литературу, интернет ресурсы.
Работа по самообразованию проводится мною еще и в форме взаимопосещений и коллективных просмотров занятий своих коллег. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои достижения и недочеты.