Приложение МААМ

Отчет о кружковой работе «Маленький патриот»

Ольга Глебова
Отчет о кружковой работе «Маленький патриот»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Программа кружка «Маленький патриот» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и экокраеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей из развития. Программа нацелена на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.

Актуальность материала

Публикация «Отчет о кружковой работе „Маленький патриот“» размещена в разделах

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ»; «О Государственном гимне РФ»; Государственная программа «Патриотическое воспитание РФ на 2009-2010 годы».

Цель программы

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.

Задачи программы:

1. Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа.

2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, деревень).

3. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

4. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, детскому дому, родной улице, городу.

5. Расширять представления о России, её столице, ознакомить детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном.

6. Формировать элементарные знания о правах человека.

7. Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранение природы.

Критерии результативности обучения

1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям русского народа.

2. Использовать в активной речи фольклор.

3. Знать былинных и сказочных героев.

4. Уметь играть в русские народные игры.

5. Знать названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения города.

Моя программа отличается от уже существующих программ тем, что учитывает возрастные, психологические особенности и возможности старшего дошкольного возраста и строится по трем направлениям:

- народоведение»

- «мы – россияне»;

- экокраеведение.

Направление народоведение включает в себя:

- приобщение детей к истокам русской народной культуры;

- широкое использование всех видов фольклора;

- расширение кругозора детей через музей быта, созданного своими силами в ДОУ;

- проведение фольклорных праздников;

- знакомство с народной игрушкой и национальным костюмом;

- воспитание нравственных качеств средствами театрализованной деятельности.

Направление «Мы – россияне» предусматривает:

- знакомство детей со столицей России – Москвой;

- формирование представлений о правах каждого гражданина о государстве;

- развитие осознания своей индивидуальности и неповторимости;

- раскрытие перед ребенком ценности окружающего мира.

Направление экокраеведение включает в себя:

- формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье, городу;

- формирование знаний о родном городе, природе и экологии области;

- знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.

Основные формы кружковой работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки по ближайшим улицам, к памятникам, в музеи города, досуги, встречи с интересными людьми, спектакли.

Условия для работы кружка «Маленький патриот» :

- музей быта, в котором проводятся занятия по ознакомлению кружковцев с жизнью и бытом русского народа;

- изостудия «Пчелка», где проводится работа по развитию творческих способностей и эстетического вкуса детей;

- театр-студия «Петрушка» насыщена различными видами театров: настольных, пальчиковых. Дети с удовольствием участвуют в постановках сказок, спектаклей с нравственным содержанием;

- музыкальная гостиная, включающая пособия, игры, атрибуты к праздникам, народные костюмы для взрослых и детей;

- экологический центр «Мир природы» насыщен нетрадиционными играми и пособиями, что позволяет вести работу по ознакомлению кружковцев с природой родного края, воспитывать их экологическую культуру;

- библиотека, где подобран материал по устному народному творчеству, произведения поэтов, писателей, собран краеведческий материал;

- уголок боевой славы: книги о героях Великой Отечественной войны, альбомы, папки с материалами.

При разработке программы кружка «Маленький патриот» приоритетными являлись следующие принципы:

1. Приоритетности воспитание в педагогической деятельности.

2. Учета психологических и индивидуальных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Сочетания научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.

4. Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.

Предлагаемая программа кружка – один из путей совершенствования воспитательной работы в детском доме, усиление её патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.

«Путешествие в историю» (народоведение) – так называется один из первых разделов тематического плана работы кружка по экокраеведению. Это, пожалуй, один из самых сложных разделов программы. Знакомя детей с конкретными историческими событиями, даем представления о жизни Руси: прошлом наших предков, кто такие славяне, о прошлом и настоящем нашего народа, их быте и традициях, праздниках, замечательных умельцах, народной игрушке и предметах прикладного искусства.

План предусматривает беседы:

- «Как все начиналось»;

-«Прошлое и настоящее нашего народа»;

- «Хлеб всему голова»;

- «Ремесла древних славян»;

- «Жизнь на Руси в старину» и др.

Экскурсии:

- в мини-музей «Старинных вещей»;

- краеведческий музей города «Русская изба».

Фольклорные праздники:

- «Иван-герой»;

- «Маша и медведь»;

- «Осенины, Осенины!»;

- «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!».

Развлечения, основанные на русском фольклоре:

- «Бабушкины сказки»;

- «Во деревне вечерком»;

- «Завалинка».

Театрализованные и творческие игры по русским народным сказкам.

Спортивно- театрализованный досуг «Русские богатыри».

Свои впечатления дети отражают в рисунках и поделках.

Детям читаю и рассказываю былины о русских богатырях – защитниках Отечества.

В завершении этого раздела занятий дети имеют первоначальное представление:

- о предках славянах;

- их внешнем виде и мудрости, храбрости, силе духа;

- окружающей природе;

- трудностях жизни в старину;

- богатырской славе и верности народа своему Отечества;

- богатстве народной культуры;

- особенностях характера и быта наших предков.

Продолжением кружковой работы является раздел «Мы - россияне»,

в рамках, которого дети знакомятся со столицей – городом Москвой и другими городами России.

Беседы:

- «Москва – главный город нашей Родины»;

- «Москва – город древний».

Заучивание стихов, прослушивание песен о Москве; пословиц и поговорок о Родине.

Викторины:

- «Я живу в России»;

- «Мы – россияне».

В доступной для детей форме проходило знакомство с государственной символикой: флагом, гербом, гимном, работа над смысловым значением слова «закон».

Следующий раздел программы работы кружка «Город и район, в котором я живу» (экокраеведение) включает ознакомление детей с родным городом, его историей, растительным и животным миром, достопримечательностями.

Беседы экскурсии целевые прогулки:

- «Путешествуем по городу»

Выставки детского рисунка:

- «Здравствуй город! Я твой житель!»;

- «Моя улица»;

- «Дом, в котором я живу!»;

- «Природа родного края»;

- «Город будущего».

В своих работах дети отражали впечатления от экскурсий целевых прогулок, которые свидетельствовали о формировании у детей стойкого интереса к родному городу.

Полученные знания обогатили и содержание строительных игр детей новыми сюжетами: «Строим город», «Моя улица», «Магазины в городе» и т. д.

Одна из задач – показать детям, чем славен наш родной город, познакомить их с его историей, традициями, достопримечательностями, памятными местами, знаменитыми людьми.

С приходом весны прибавляется немало дел и забот у детей и взрослых детского дома: забота о «зеленых друзьях» посадка цветов в цветниках, встреча пернатых.

В кружке была проведена Неделя добрых дел» с участием взрослых и детей.

1. Приняли участие в экологическом конкурсе «У природы нет границ».

2. Подготовили экологический спектакль «Берегите птиц» и показали его малышам.

3. Выслушав историю старого тополя о жизни старых деревьев, отправили письмо Лесовичку с просьбой прислать саженцы.

4. Получив «посылку» от Лесовичка, посадили на территории детского дома пять зеленых ёлочек, семь березок.

Было принято решение сделать «Неделю добрых дел» традицией детского дома.

Уходя в школу из детского дома, воспитанники подготовительной группы будут высаживать новые саженцы деревьев и кустарников, оставляя тем самым добрую память на земле детства.

Наш мир сложный, но очень интересный. Мы, взрослые, должны помочь детям увидеть, узнать как можно больше о нем, в этом помогут посещение спектаклей, музеев, концертов, работа в кружках, секциях.

Можно изучать историю родного края по иллюстрациям в энциклопедиях, видеофильмах и книгам. А можно ввести ребят в удивительный мир леса, парка, озера, родной улицы и сказать: «Вот он! Посмотри, как он красив и неповторим! Я помогу тебе раскрыть его секреты, научу жить так, чтобы не причинять ему вреда! Береги, люби и храни его!»

В этом, на наш взгляд, и заключается подход к воспитанию у дошкольников любви к Родине.

Публикации по теме:

Основные структурные компоненты рабочей программы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Основные структурные компоненты рабочей программы I. Титульный лист Название дошкольного образовательного учреждения (по Уставу ДОУ).

Рабочая программа педагога ДОУ (в соответствии с ФГОС) Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о кружковой работе «Маленький патриот»
Опубликовано: 5 января 2015 в 10:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет о кружковой работе «Маленький патриот»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Глебова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД