Екатерина Малахова
Отчёт по самообразованию (2012–2013 учебный год)
▼ Скачать + Заказать документы
Мне хотелось бы поделиться небольшим опытом работы современного, здоровьесберегающего метода Арт-терапии. Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и я как педагог стараюсь помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них. Сомнений нет, малыш уникален, но у него еще не сформировано умение выразить и проявить свою уникальность. Чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Этот метод на сегодняшний день является достаточно актуальным, новым, мягким, эффективным методом т. к. развивает эмоциональную сферу детей и улучшает психическое развитие, через применение следующих направлений арт-терапии: изотерапию, игротерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, сказкоотерапию, драмотерапию, оригами. Применяя арт-терапию. в своей работе, я прежде всего сохраняю и восстанавливаю здоровье воспитанников, адаптирую к условиям образовательного процесса, развиваю творческие возможности ребенка, через продуктивную деятельность детей.
Публикация «Отчёт по самообразованию (2012–2013 учебный год)» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
По мнению Копытина, Л. Д. Мардера, Л. Д. Лебедевой, арт-терапия является приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста.
Данная технология позволяет реализовывать индивидуальный подход к каждому ребенку с одной стороны и коллективные взаимоотношения с другой.
Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. Главная цель моей работы через рисунок, игру, сказку, музыку помочь детям понять собственные чувства, переживания и дать выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям.
Для выполнения цели я поставила следующие задачи:
1. Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
2. Способствовать проявлению детского творчества с использованием нетрадиционного материала;
3. Формировать адекватную самооценку;
4. Воспитывать эмпатию и толерантность.
Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу ребенка. Она не ставит своей целью сделать ребенка художником или актером, а направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. Используемая в моей работе арт-терапия, выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую и развивающую.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты, является хорошим способом социальной адаптации. Я считаю, что это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Мною разработан перспективный план, составлен ряд занятий с арт-терапевтическими элементами, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка к окружающему миру. В работе с детьми использую разнообразные направления арт-терапии.
Изотерапия включает методы изобразительного искусства, опирается на психологию творчества и благотворно воздействует рисованием в психотерапевтических целях. Применяя изотерапию, я повышаю эмоционально-положительный фон, создаю благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка.
Особо хочется отметить сказкотерапию, которая развивает воображение, фантазию, творчество, позволяет метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки подбираю разные: народные, авторские, а также мною сочиненные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.
Волшебство музыки (музыкотерапия) помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии, приобщить детей к Великому искусству. Применяя музыкотерапию, дети получают уникальную возможность поиграть на музыкальных инструментах, создать свою собственную композицию, увертюру, этюд.
Игра (игротерапия) – это лучший отдых для детей, это сама жизнь – яркая, насыщенная, разносторонне богатая. Она помогает каждому преодолеть все психологические и социальные невзгоды, затрудняющие их личностное и эмоциональное состояние. В игре ребёнок самовыражается, снимает эмоциональный дискомфорт. Наблюдая за игрой детей, которая имеет несомненно важнейшее значение в жизни ребенка, я убеждаюсь, что каков ребенок в игре, таков он и будет в работе, когда вырастет.
Цветотерапия – это метод исцеления цветом, который стал сегодня очень популярным. Цвета действуют на душу ребенка: они вызывают чувства, пробуждают эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят нас или радуют".
Песочная терапия – Песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому малышам полезно взаимодействовать с песком (игры с песком, песочная анимация)
Оригами – Это фокус, маленькое представление, когда из бумаги путём складывания появляется модель, которая радует своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка.
В конце учебного года я увидела, что арт-терапевтические занятия позволили мне построить отношения в детском коллективе таким образом, что дети научились корректному общению, сопереживанию. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, улучшается самооценка. Хорошие результаты достигнуты в развитии эмоционально-волевой сферы личности. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. В целом происходит личностный рост дошкольника, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Динамика развития за 2012-2013 учебный год составила 20%. Я считаю, что это хороший результат.
Работа в данном направлении будет мной обязательно продолжена и принесет огромное удовлетворение. Ведь если у ребенка что-то получится, значит «крылья выросли», значит «Я могу». Я стараюсь умело, педагогически подхватить «Я могу» и перенести в другие сферы жизни дошкольника. Потенциал и возможности малыша стараюсь согреть, раскрыть, подарить частичку любви, помочь, а иногда и просто научить поверить в себя.