Галина Гузь
Отчё по проектной деятельности за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по коммуникативно- игровому проекту «Учимся общаться».
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Публикация «Отчё по проектной деятельности за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому
Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями.
Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Проблема:
Дети испытывают серьёзные трудности в общении, замыкаясь на компьютере и телевизоре.
Исходя из вышеуказанных проблем, возникла необходимость создания проекта «Учимся общаться».
Цель проекта : формирование навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие свободного общения детей со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности;
- повысить уровень знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей ;
- способствовать созданию речевой предметно – развивающей среды в домашних условиях и в детском саду.
Участники проекта : воспитатели и дети, родители,, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Тип проекта : коммуникативно-игровой.
Сроки реализации: с 01.09.2015 по 30.11.2015 учебного года.
Ожидаемые результаты: В результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих интегративных качеств:
• «Любознательный, активный» :
• задает вопросы взрослому,
• в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
• «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» :
• адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);
• способен изменять стиль общения с взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.
• «Овладение необходимыми умениями и навыками» :
• у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
• владеет достаточным словарным запасом;
свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками
для родителей:
- осознанное отношение к навыкам коммуникативного взаимодействия детей;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационный этап.
1. Определение темы проекта.
2. Целеполагание, задачи.
3. Актуальность проекта.
2 этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.
1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения.
2. Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Создание в группе речевой предметно-развивающей среды.
3 этап – методическое обеспечение
проекта
1. Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация»;
3. Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых игр.
4. Подборка музыкальных произведений и произведений художественной литературы.
5. Работа с родителями.
4 этап – презентация
Продукт проекта :. Досуг "Путешествие с Граммотейкой"
Формы работы:
НООД:
- "Зимняя история", "Лесные жители зимой","В мире вежливых слов", "Теремок"(драматизация сказки,"Собираемся в гости", "Волшебный цветок",
"Если я потерялся", "Садик наш он так хорош", "Моя семья","Моя любимая игрушка" (описат. рассказ,"Чайник" Л. Толстой (пересказ, "Поможем медвежонку".
Режимные моменты:
д\и "Коврик мира", д\и "Назови ласково",д\и "Знакомство",д\и "Встреча друг с другом",д\и "Пожалей Зайку",д\и "Рисуем всей группой",д\и "Ладонь на ладонь",д\и "Один-много",д\и "Большой-маленький", д\и "Скажи наоборот",д\и "Мои друзья".
Сюжетно-ролевые игры :"Семья","Детский сад", "Поликлиника","Скорая помощь","Кукольный театр", "Магазин", "Салон красоты".
Подвижные игры :
"(имя) лови!", "Ровным кругом","Найдем себе пару","Помощники","Мышеловка"
Музыкальное сопровождение:
- "Если добрый ты" (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского);
- "Песенка Снеговика" (Ю. Энтин);
- "Ничего на свете лучше нету. " (Ю. Энтин из м\ф "Бременские музыканты");
- "Улыбка";
- "Песенка Львенка и Черепахи" (муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова).
Художественная литература:
- "Чайник" Л. Толстой, "Три поросенка" пер. С. Михалкова,"Разве так играют" Я. Аким, "Волк и козлята" р. н. с. ,"Волшебное слово" В. Осеева, "Крошка Енот" Л. Муур, "Дядя Степа" С. Михалков, "Как Утенок свою тень потерял" М. С. Пляцковский,"Сказки" В. Сутеев.
Пальчиковая гимнастика и динамические паузы:
- "Вверх ладошки","Лоб, нос, голова","10 мышек","Кто живет под потолком",
"Вышли пальчики гулять".
Работа с родителями:
- родительское собрание «Предметно –развивающая среда, как средство устной речи дошкольников»
-педагогические консультации с родителями:«Детско – речевое творчество, как условие полноценного общения», «Коммуникативные игры», «Учимся общаться и понимать друг друга»;
- участие родителей в изготовлении поделок «Подарю подарок другу»;
- использование информационных стендов, папок-передвижек.
Результаты реализации проекта :
- создание речевой предметно-игровой среды;
- картотека игр;
- оформление папки «Артикуляционная гимнастика;
- оформление папки «Пальчиковые игры»;
- презентации;
-выставка «Осень»
- материал для дыхательной гимнастики
Вывод к использованию проекта :
Образовательный проект «Учимся общаться» осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения.
Работа над проектом обеспечила выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм, заложенных в базисную программу. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые способности детей.
В результате проекта дети адекватно пользуются вербальными и невербальными средствами общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми взрослыми, владеют достаточным словарным запасом, свободно общаются с педагогом, родителями, сверстниками.
Родители стали непосредственными участниками проекта, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания. Родители стали компетентны в вопросах воспитания и развития эффективных навыков коммуникации с детьми.
Список использованной литературы:
Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками.. ТЦ Сфера, 2004 год, 128 стр.
Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии» изд. ТЦ Сфера, 2014 .- 128 с.
Волков Б. С. «Учим общаться детей 3-7 лет» изд. ТЦ сфера. 2014г. -128 с.
Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/ Д: Феникс, 2008.-251 с.
Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Мозаика- Синтез, 2007.-Петрова Т. И. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». Старшая группа. изд. Школьная Пресса. 2004г 96с.
Алябьева Е. А «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» изд. ТЦ Сфера, 2005 г. 64с.
Безгина О. Ю. «Речевой этикет старших дошкольников» изд. Мозаика – Синтез,2004.40с
Вераксы Н. Е. Комплексные занятия по программе «от рождения до школы» старшая группа, издательство Учитель, 2015г. 399с.
Гербова В. В. «Книга для чтения в детском саду» 5-7 лет изд. Оникс, 2006г. 352с
Додокина Н. В. «Семейный театр в детском саду», изд. Мозаика –Синтез, 2008 .-64 стр.
Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, изд. Академия Холдинг, 2002.- 160с
Ткаченко Т. А. «Учим говорить правильно» изд. Гном и Д 2002г, 112с.
Отчёт по проекту «Ознакомление с родным селом, как средство нравственно- патриотического воспитания детей»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Актуальность проекта
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – России. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 6 лет при знакомстве с родным селом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые жили в разные времена.
Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта :
Познакомить детей с родным селом и его достопримечательностями.
Задачи проекта :
- Учить беречь свою малую Родину, поддерживать традиции;
- Развивать интерес к своему посёлку, его достопримечательностям;
- Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Тип проекта : социальный, познавательный, творческий.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации:
с 01.12.2015 по 31.03.2016 учебного года.
Предполагаемые результаты.
Дети должны знать:
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых, иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.)
- место проживание: село; предприятие родного села и их значимость; символику села, достопримечательность.
- историю родного села и быт русского человека.
- героев ВОВ своего района.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный, включает в себя:
Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
Определение темы, целеполагание,задачи, актуальность проекта;
Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;
Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
Сбор и анализ сведений о родном селе, изучение истории, знакомство с праздниками, играми, с трудом взрослых и т. д.
Привлечение родителей к оказанию помощи
Основной, включает в себя:
-Выставки и фотовыставки;
-Чтение художественной литературы;
-Рассматривание иллюстраций и фотографий;
-Рисование рисунков и изготовление поделок для родителей;
-Проведение с детьми бесед.
-Экскурсия по детскому саду
-Родительское собрание «Нравственное патриотическое воспитание дошкольников».
-Праздники и развлечения способствующие сплочению детского коллектива.
-Игры разного вида.
-Ознакомление с устным народным творчеством:сказки, драматизация, заучивание потешек, песенок, закличек, загадки, пословицы, поговорки, народные игры.
Заключительный.
Продукт проекта : интегрированное занятие «Моё село родное».
Всю работу разделила по блокам:
1 блок «Я и моя семья»
Тема: «Моя семья»
Тема: «Наши имена и фамилии»
Тема: «Дерево моей семьи»
Тема: «Наши семейные традиции»
Тема: «Моя мама – лучшая на свете»
Тема: «Мой папа Защитник Отечества»
Тема: «Что я знаю о Великой Отечественной Войне»
Формы работы:
Беседы «Что я знаю о своей семье», рассказ-беседа о Дне
Победы; «Защитники Отечества»;
Рассматривание семейных фотоальбомов, иллюстраций,
оформление семейного альбома «Я горжусь своими предками»
Выставки детских рисунков: «Портрет моей мамочки»,
«Моя семья», «Мама, папа, я – вместе дружная семья»,
Разучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Поисковое задание: «Игры моих бабушек, дедушек»
(разучивание).
Проведение календарных праздников: «День Матери»,
«День Защитника Отечества», «8 марта- женский праздник»;
Беседа о том, кто из членов семьи служил в армии;
Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери»,
«Моя Семья»;
Составление простого генеалогического древа «Моя родословная».
2 блок «Село, в котором я живу»
Тема: «Моё село родное»
Тема: «Улицы, здания»
Тема: «Природа моего села»
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Тема: «Деревья и кустарники»
Тема: «Дары леса» (грибы, ягоды, орехи)
Тема: «Труд взрослых в селе»
Формы проведения:
Беседы: «Село, в котором я живу», «На какой улице ты
живешь?», «Самые главные профессии людей, занятых на
производстве»,
НОД Знакомство с символикой села : герб,флаг;
Конкурс рисунков «Моё село родное», «Деревья в нашем парке».
«Зимующие и перелетные птицы нашего города»;
Дидактические игры: «Съедобный – несъедобный»;
«Я знаю пять названий деревьев…», «Определи на ощупь»,
«С какого дерева лист?», «Поможем птицам зимой»
(практическая деятельность по изготовлению кормушек).
Подготовка мини-сообщений по темам внутри раздела;
3 блок «Гордое имя Каскара»
Тема: «Наш край на карте России»
Тема: «История родного края»
Тема: «Природа Каскары»
Тема: «Водоемы нашей области»
Тема: «Растительный мир и животный мир Каскары»
Тема: «Люди земли Тюменской»
Формы проведения:
Лепка животных и птиц Тюменской области;
Демонстрация видео-презентаций «Народности Каскары»,
«Реки в селе Каскара», рассматривание кукол в национальных одеждах;
Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кто где живет?»
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кембыть?», «Кто что делает?» и т. д. ; Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества, прослушивание песен о родном селе, районе, чтение стихов,
Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном селе включает следующие мероприятия:
- оформление папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др. ;
- участие родителей в проекте
- консультации «Роль семьи в нравственном воспитание»
- оформление альбомов
-шитьё кукол в национальных костюмах
-родительское собрание «Нравственное патриотическое воспитание дошкольников»
-оформление мини-музея
-фотовыставка «Моя семья»
-выставка рисунков «Моя мала Родина»
- выставка «Военная техника»
Результаты реализации проекта :
- оформлен альбом «Моя профессия»
- оформлен альбом «Моё село, в котором я живу»;
- оформлен альбом «Традиции семьи»;
- оформлен альбом «Наша родина Россия»;
- оформлен альбом «Защитники отечества»;
- оформлен альбом «Великие люди России»;
- оформлен альбом «Материал по приобщению детей к истокам руссеой народной культуры;
- оформлен мини-музей;
- создана выставка рисунков «Моя малая родина»;
- изготовление макетов домов «Наша улица»;
-выставка кукол в национальных костюмах.
-оформлена папка «Эмоции»
-оформлена папка «Наша группа»
-«Мое родословное древо», «Герб семьи»
- создан диск с песнями о Каскаре и Тюменском районе «Родина юности, детства», «Малая наша земля Тюменский район»
- Создан диск с видеороликами «Защитники Отечества», «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ», «Памятники воинской славы»
Вывод к использованию проекта :
Сведения о селе, знаменитых жителях Каскары доступны и интересны не только детям, но и взрослым. Данный проект призван помочь воспитателю создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей воспитанников. Проект не только расширяет знания воспитанников о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы. Таким образом, данный проект призван развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления в работе над проектом – изучение истории родного края и села, его населения героев, оформление историко-краеведческого уголка. Занятия в рамках проекта способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, села, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.
А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём селе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего села, своей малой родины.
Список использованной литературы:
Арапова Н. А. «Мой родной дом» изд. Мозаика –Синтез, 2004г. 136с.
Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» изд. ЦГЛ 2005 –
Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» .
Вераксы Н. Е. Комплексные занятия по программе «от рождения до школы» .
Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС».
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».Мозаика- Синтез, .-169с.
Гарнышева Т. П.»ОБЖ для дошкольников» ООО Издательство – «Детство –
Дыбина О. В. «Рукотворный мир» ТЦ «Сфера», 2000.- 96с.
Зеленова Н,Г, «Мы живём в РОССИИ» старшая группа.
Зацепина М. Б. «Народные праздники в детском саду» изд. Мозаика- Синтез.
Кобзева Т. Г. «Организация деятельности детей на прогулке».«Учитель».
Кондрыкинская Л. А «С чего начинается Родина» ТЦ Сфера,2003.- 192 с.
Морозова И. А «Ознакомление с окружающим миром» Мозаика-синтез.
Майорова Ф. С. «Изучаем дорожную азбуку» .Издательство Скрипторий.
Нищеева Н. В. «Система коррекционной работы».ДЕТСТВО- ПРЕСС,2003.
Нищеева Н. В. «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ.
Николаева С. Н. «Юный эколог» изд. Мозаика – Синтез, 2004.-128с.
Скоролупова О. А. «Домашние животные и дикие животные средней полосы России»
Скоролупова О. А «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006-128
Федотова А. М. «Познаём окружающий мир играя».ТЦ Сфера, 2014.-112 с.