Надежда Грачёва
Особенности экологического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности экологического развития детей 4-5 лет.
Экологически развитая личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Публикация «Особенности экологического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Результатом экологического развития является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) [Петровский, 2013].
Становление экологически развитой личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей [Газина, 2004].
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой. Таким образом, педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве [37, с. 56].
Реализация задач экологического развития возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.
Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.
В содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями. До трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. В младшем возрасте, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей и средней групп необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимозависимостями, например, связями живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле).
В существующих программах по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. К 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в старшем возрасте [Маханева, 2004].
Именно по отношению к 5 летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями.
А. В. Запорожец отмечал, что «дети среднего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний» [16, с. 233].
Доказано, что в 5 лет у ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению.
Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Так, исследования С. Н. Николаевой доказали, что «дети характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы» [33, с. 56].
В работах И. А. Хайдуровой и 3. П. Плохий отмечается, что «при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений» [Рыжова, 2005].
Е. Ф. Терентьева также указывает, что «дошкольники способны устанавливать сложные (многозвенные) связи, цепочки связей, некоторые биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы» [5, с. 66].
Современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л. С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и должен быть, в частности, направлен процесс экологического обучения в детском саду» [10, с. 89].
Если в младшем возрасте среди мотивов учения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний [Саморукова, 2013].
К знаниям старших детей предъявляются новые требования (относительная обобщенность, системность, которая выражается в необходимости освоить существование связи в области общественной жизни и явлений природы; обобщения типа: дикие и домашние животные, перелетные птицы; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей.
Таким образом, в 4–5 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. С точки зрения экологического обучения это означает, что дети дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
Как уже указывалось, для ребенка-дошкольника характерно целостное восприятие мира. Он еще не выделяет себя из окружающего и не знает, что принадлежит ему (психическое, субъективное, а что – нет (объекты природы). Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях экологического образования (принцип целостности отбора содержания, методики).
Мир природы, объективный мир и мир субъективных, психических явлений для дошкольника не разделены непроходимой гранью. Эта особенность помогает сформировать у него новую систему ценностей (человек, ребенок – часть природы, все виды самоценны). Большую роль в экологическом образовании дошкольников играют также сказки и элементы фольклора.
Особенностью детей этого возраста является эмоциональность, которая играет большую роль в восприятии природы, ее красоты. Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности, и только к 8–10 годам развивается левополушарный. Ребенок мыслит, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. С этих позиций большое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой [Саморукова, 2013].
Особенность дошкольной ступени проявляется и в ведущей для этого возраста деятельности – игре, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.
В среднем дошкольном возрасте начинается становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть экологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков.
Г. А. Ягодин отмечает, что «многие нормы поведения закладываются в человеке в самом раннем детстве. В этом возрасте формируются основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, постигается огромность и целостность природы, подавляются наследственные агрессивные инстинкты, закладываются понятия «можно» и «нельзя». Ребенок дошкольного возраста охотно берет на себя обязанности «защитника». Такая позиция благоприятна для понимания необходимости охраны природы. Большое значение имеет формирование у детей способности подчиняться определенным правилам. В то же время ребенок все еще не может сдерживать свои порывы, полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания, в том числе и экологического [31, с. 74].
Таким образом, отличие дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира.