МААМ-картинки

Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребёнка и стиля родительских отношений

Х Т
Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребёнка и стиля родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития эмоционально-личностной сферы ребёнка

Эмоционально-личностная сфера один из компонентов сложной психической системы психики ребенка. Именно с её зарождения начинает свой путь формирование его личности. Получая информацию из внешнего мира, ребёнок производит не только оценку данной информации, но и формирует личные эмоционально-личностные аспекты личности. Всё это выражается в эмоциях и личных реакция ребёнка, а также в его чувствах[1].

Публикация «Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребёнка и стиля родительских отношений» размещена в разделах

Эмоционально-личностная сфера ребенка развивается на разных возрастных этапах развития его психики:

- период новорожденности (0 - 2 мес.)

- младенческий возраст (2 мес. – 1 год);

- раннее детство (1 год – 3 года);

- дошкольный возраст (3 года – 7 лет);

- школьный возраст (8-12 лет);

- подростковый возраст (14-18 лет).

Своё начало развитие эмоций берёт в период новорожденности. Будучи полностью зависимым от взрослых в этом возрасте, ребёнок быстро приобретает способности реагировать на голоса людей, а также фиксировать свой взгляд на их лицах. Данное явление называется комплексом оживления.

Появление комплекса оживления важный этап формирование психического развития ребёнка.

Данный психический процесс формируется тем ранее, чем больше времени проводится с ребёнком в развитии его социальных аспектов личности, будь то разговоры, физический контакт, игры.

В этом возрасте крайне важны удовлетворения эмоциональных потребностей ребёнка, физический контакт взрослых с ним, развитие эмоциональные контактов, эмоциональная отзывчивость.

Наличие эмоциональной отзывчивости со стороны взрослых занимает в данный период крайне важное место в формировании личности ребёнка и игнорирование данного факта может привести к отставанию ребёнка в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.

В возрасте от двух месяцев эмоциональное общение со взрослыми становится ведущим типом деятельности ребёнка. Расширяется спектр эмоциональных реакций ребёнка, формируется узнавание знакомых людей и эмоциональная реакция на незнакомцев[].

Ребёнок всё также нуждается в эмоциональной защите в период младенчества со стороны взрослых, как и в первые месяцы новорождённости. Неверная интерпретация действий ребёнка со стороны взрослых или отсутствие на неё реакции, отсутствие чувства безопасности и защищённости со стороны взрослых может привести лишь к формированию недостаточного психологического благополучия личности ребёнка, что останется с ним на всю его жизнь.

К годовалому возрасту ребёнок способен проявлять аффективные реакции на отсутствие нужной реакции у взрослых на его мимику, жесты, желания. Начинает своё формирование процесс усвоения норм и правил поведения под патронажем родителей. Начиная развитие самоконтроля, волевых усилий с бытовых действий, ребёнок затрачивает огромное количество психических сил. Раннее детство ребёнка полно его личных испытаний и проверки на прочность. Не имея сформированных психических привычек и умений, ребёнок только учиться управлять своими психическими процессами, вынужденный бороться с той энергией, управлять которой он ещё не умеет[10].

Именно поэтому контроль за развитием психических процессов ребёнка, его личной мотивации и действия на этом пути лежит на взрослых. Будучи уже самостоятельными и способными себя контролировать, они должны относиться с пониманием к сложности процесса самовоспитания и развития психических процессов ребёнка, помогая ему на этом пути. И лишь после того, как внутренние нормы, правила и процессы ребёнка будут сформированы, взрослые могут передать часть контроля самому ребёнку.

Во время зарождения формирования волевых процессов ребёнка, берёт своё начало также и формирование зачатков самосознания и концепции «Я» сознания. Именно поэтому крайне важно в данный период поддерживать действия ребёнка родительской похвалой, отсутствие резкой и частой критики, навешивания «ярлыков». Важно не перехватывать инициативу ребёнка и лишать его возможности самостоятельного освоения навыков и знаний, но помогать ему на данном этапе советом и действием, которое он сам не может выполнить. Перехват инициативы ребёнка приведёт лишь к её отсутствию и формированию безынициативности.

В пять лет у ребёнка берёт своё начало формирование произвольности психических процессов, формируется навык волевого запоминания. Уже почти младший школьник, дошкольник расширяет круг своих эмоций. Появляются сопереживание и сочувствие, появляется эмоциональное предсвосхищение. Новые психические процессы приводят к личному самооцениванию и оцениваю других, ребёнок зависит от оценки взрослых и ему требуется их одобрение. Зарождается самооценка.

В этот период крайне важна здоровая оценка действий ребёнка, а также поддержка взрослыми личной инициативы и желаний ребёнка, и своевременная верная их оценка и помощь. Появление нового эмоционального спектора приводит к необходимости формирования новых ценностей, чувств сострадания и импатии к другим людям, животным.

В школьном возрасте своё начало берут процессы социализации, зависимый от мнения взрослых, ребёнок вступает в новый период его жизни, а также обстановку. Ещё не способный к полноценному самоконтролю, ребёнок формирует своё произвольное внимание и волевые качества личности. В этот период крайне важно поддерживать самостоятельность младшего школьника и содействовать ему в случае неудач или неуспехов. Не лишая его контроля, взрослые не должны перехватывать инициативу, но внимательно наблюдать за процессом, давая ребёнку те задания, которые он может выполнить и стабилизируя процесс его жизни, для снижения эмоциональной и волевой нагрузки.

Подростковый возраст приносит изменения в жизнь ребёнка, в том числе связанные с активными физиологическими изменениями его организма. Резкие изменения организма приводят тот к эмоциональной, физиологической и психической нестабильности, что в свою очередь влечёт за собой порой более бурную реакцию ребёнка на различные действия. Родители подвергаются суровому испытанию в этот период, и крайне важна их сознательность и понимание происходящего с их ребёнком. В этот период, ребёнок, с виду уже достаточно взрослый, требует наиболее большой психологической поддержки и понимания со стороны родителей. Именно своевременная и верная поддержка может обеспечить подростку более легкий проход данного периода жизни и стабилизацию его внутренней нестабильности. Это период активного формирования самосознания, личного «Я» и зависимости от мнения сверстников и поиска личного места в жизни. Импульсивные поступки, недостаточное самообладание, являются нормой для данного периода. Являясь пиком детской самостоятельности и потребности в ней, данный возраст требует от родителей правильного формирования быта и возможности для самостоятельного развития, не лишая того их надзора[13].

Стили детско-родительских отношений

Первым опытом социального контакта, главными авторитетами и наставниками в жизни большинства, являются родители. Именно от детско-родительских отношений, действий родителей и роли матери и отца, зависит формирование психических процессов ребёнка, что влекут за собой и последствия в виде физического развития ребёнка. Сложившиеся тысячелетиями детско-родительские отношения настолько плотно вплелись в жизнь и формирование личности человека, что представляют собой отдельный этап жизни каждого из нас. Именно в общении со взрослыми ребёнок приобретает свои первые социальные навыки, навыки мышления, приобретает свой первый опыт, формирует свои базовые личностные ориентиры и устои. Занимая важное место в жизни ребёнка, родители несут огромную ответственность в его формировании.

Будучи родителями, взрослые могут оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние. Будучи самым влиятельным социальным институтом в жизни ребёнка, именно семья может, как принести огромную пользу в формировании личности, так и нанести непоправимый вред, что будет невозможно изменить.

Родительское отношение к ребёнку - это социальная педагогическая установка взрослых по отношению к своим детям, что порождает различные стили воспитания.

Стиль воспитания - это набор установок, моделей, взглядов и принципов поведения взрослых по отношению к своим детям. Различные по своему содержанию, они могут оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребёнка и нести различные последствия в её формировании.

В психологии выделяют 6 основных стилей семейного воспитания:

Авторитарный

Попустительский

Демократический

Отчуждённый

Хаотичный

Гиперопека

Каждый из них имеет свои особенности и по-разному отражается на личности ребёнка[6].

Авторитарный стиль воспитания.

Данному стилю присуще подавление инициативы ребёнка, жесткое руководство, полный контроль над его действиями и поступками. Преобладают физические наказания над проступками ребёнка, крики, запреты, принуждение. Родители руководят путём инструкций, приказов, не обращая внимание на мнение детей и не признавая компромисса. Высоко ценят послушание, уважение старших и следование традициям, которые разделяют взрослые. Лишённые родительской заботы, любви, опеки, ласки, дети должны подчиняться правилам, которые не подлежат обсуждению и полностью доверяться и не перечить мнению взрослых. Ограниченные в самостоятельности, дети находятся под жёстким контролем.

Цель которую преследуют родители при таком стиле воспитания зачастую лежит в формировании послушного и исполнительного ребёнка. Строгий контроль и полное подавление инициативы детей приводит к тому, что дети в целях самозащиты используют различные уловки, от плача, чтобы вызвать жалость до лжи.

Данный стиль воспитания формирует у ребёнка лишь механизмы внешнего контроля, основанные на чувстве вины и страха. Отсутствие душевной близости между детьми и родителями ведёт к отсутствию привязанности между ними, подозрительности ребёнка к окружающим, постоянной настороженности и враждебности к окружающим.

Сформированная под угрозой наказания модель поведения ребёнка приводит к тому, что неспособный себя сдерживать при отсутствии угрозы, ребёнок становится малоконтролируем, в том числе для себя. Данный стиль воспитания приводит к тому, что дети вырастают либо неуверенными, робкими, безвольными и «сломаными», а у других формирует авторитарную, агрессивную модель поведения и личность. Это приводит к трудностям адаптации таких детей в социуме и окружающем мире[15].

Единственное, что удерживает таких детей от антисоциального поведения - страх перед наказанием, но с возрастом страх притупляется или проходит.

Попустительский стиль воспитания.

Данный стиль воспитания подразумевает полную бесконтрольную свободу действий для ребёнка. Безразличность к душевному состоянию ребёнка, отсутствие внимания к его делам, безразличие к потребностям и запросам, одобрение его действия без их анализа и разбора.

Непоследовательность в наказании и поощрении, когда за одним может сразу следовать другое. Главным методом воспитания является метод кнута и пряника. Постройка взаимоотношений происходит путём создания отношений торга и выгоды, что формирует у детей качества угодничества, лести, подхалимажа.

Построенный на принципах вседозволенности и отсутствия дисциплины, стиль воспитания, не подразумевает контроль со стороны творческого развития детей. Родители поощряют бесконтрольное поведение детей и не заняты контролем или направлением его действий[12].

Данный стиль воспитания приводит к формированию у ребёнка оценочного стиля восприятия, когда хорошая отметка или поощрение являются стимулом для действия, но также формирует отсутствие личной инициативы, заинтересованности в развитии и способности к самокритике, а также восприятию критики от других людей.

Такие дети зачастую неспособны бескорыстно дружить, вживаться в детсткие коллективы и склонны обвинять в своих неудачах других людей. Поощрение и защита ребёнка в его действиях со стороны родителей приводит лишь к ухудшению ситуации.

Дети из таких семей подвержены депрессиям, разного рода фобиям, психологическим проблемам, имеют высокую склонность к насилию. Отсутствие навыков самоконтроля приводит к высоким рискам преступлениям такими детьми, злоупотреблению курением, алкоголем, наркотиками, а также ранней сексуальной активностью.

Недостаток же дисциплины может вызывать у них желание установить контроль над родителями и добиться данного контроля от них.

Взрослея, данный тип людей не способен учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности, подвержены страхам и неуверенности, вызванных восприятием руководства родителей, как признаками равнодушия и эмоционального отторжения[20].

Демократический стиль воспитания

Для данного стиля воспитания характерны умеренность в дисциплинарных требованиях, теплота отношений между детьми и родителями, частое общение, наличие альтернативы в решениях, справедливость и забота о будущем детей.

В отличии от попустительского стиля, здесь преобладает твёрдость и последовательность в требованиях со стороны родителей по отношению к своим детям, наличие у тех личной ответственности и самостоятельности в соответствии с их возрастными возможностями и нормами.

В воспитании создаётся дисциплина, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для обеспечения частичной независимости детей и наличию правил и норм групп, в которых те состоят. Родителями используются доводы и совместное обсуждение решений и проблем, для достижения взаимопонимания детьми происходящего. В равной степени родители готовы выслушать мнения детей и указать им на их неправоту в случае её наличия, подробно объяснив, либо согласившись с ними.

Установление данного взаимопонимания между детьми и родителями приводит к формированию у детей положительной самооценки и готовности принимать ответственность за свои поступки. Активное обсуждение проблем семьи, а также сотрудничество между её членами приводит к формированию крепкой привязанности и укреплению личных связей. Требуя от детей осмысленного поведения, родители чутко относятся к их запросам, проявляя дисциплинарную строгость и последовательность в соблюдении дисциплины, что формирует у тех социальную ответственность[6].

Данный стиль воспитания подразумевает поощрение инициативы ребёнка и его самостоятельности, учитывая его нужды, потребности и возрастные возможности. Выражая свою любовь и доброжелательность, взрослые вовлечены в жизнь ребёнка и позволяют тому быть вовлеченным в жизнь семьи и принятия решений.

Наличие активной позиции в жизни семьи и своей собственной, под чутким контролем взрослых приводит к наличию опыта самоуправления у детей, повышения уверенности в себе и своих силах, формированию здоровой самооценки и собственной ответственности.

Воспитанные демократичным стилем воспитания дети имеют высокий уровень самоуважения, уважают авторитеты, ответственны и обладают высоким уровнем самоконтроля, у них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности, также снижены вероятности пристрастия к алкоголю, курению и наркотикам.

Отчуждённый стиль семейного воспитания

Данный стиль воспитания подразумевает глубокое безразличие к личности ребёнка у родителей. Полностью незаинтересованные развитием ребёнка, родители избегают общения с ним, держат его на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

Незаинтересованность родителей ребёнком делает того глубоко несчастным и одиноким, что впоследствии влечёт за собой отчужденноё отношение к людям и агрессивное поведение. Такие дети неуверенны в себе, невротизированы и испытывают затруднения в отношениях со сверстниками[11].

Полное отстранение родителей от ребёнка может привести, как к тому, что впоследствии повзрослевший ребёнок будет стараться дать своим детям того, что не имел, так и превратить его в агрессивную, неуправляемую личность склонную мстить миру за свои обиды. Такие дети часто имеют проблемы с законом, что в том числе связано с тем, что они ищут «семью» в различных компаниях.

Хаотический стиль воспитания

Данный стиль характерен отсутствием одного подхода в воспитании у родителей, наличию разногласий у воспитывающих членов семьи, отсутствию конкретных норм, правил, стандартов. Резкие изменения в моделях поведения, различия мнений по вопросам воспитания и ссоры членов семьи приводят к неуправляемости детей, пренебрежения ими мнением старших и родителей.

Такой стиль приводит к отсутствию удовлетворения главной его потребности - стабильности и упорядочиванию окружающего мира, наличию чётких ориентиров и оценках его поведения.

Лишённый ощущения стабильности и безопасности, ребёнок имеет повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, что может перерастать в агрессивность, социальную дезадаптацию и неуверенность, что влечёт за собой отсутствие формирования самоконтроля, чувства ответственности, а также формирование заниженной самооценки и отсутствия зрелости суждений. Тип детей воспитанный в таком стиле воспитания, может легко менять свои суждения под влияние родителей, совершать противоречивые поступки, характерно недоведение начатого до конца, что зачастую связано с эмоциональным состоянием ребёнка.

Опекающий стиль воспитания

Данный стиль характерен стремлением родителей быть постоянно возле ребёнка, решая за него возникающие у него проблемы. Бдительное отслеживание поведения ребёнка, его ограничивание в самостоятельности, постоянная тревога за его состояние.

Зачастую мотивированное чувством беспокойства и тревоги, гиперопека проявляется в стремлении «привязать» ребёнка к себе. Потребность в присутствии ребёнка становится привычкой, ритуалом, что снижает уровень беспокойства родителя и зачастую страх одиночества самого родителя, отсутствия признания и поддержки.

Другим мотивом гиперопеки может является наличие постоянного страха за жизнь ребёнка, опасений за его благополучие и здоровье. Постоянные мысли о возможных происшествиях с их ребёнком, приводят к мнению о необходимости постоянной его опеки и предохранении его от опасностей.

Зачастую гиперопека вызвана личными страхами и потребностями родителя, который тот реализует через самого ребёнка. Порой не готовые принять взросление ребёнка родители продолжают относится к нему, как к маленькому. Ограждая от опасностей, взрослые также лишают ребёнка и самой жизни, проживая её за него. Не доверяя его способностям, полные страхов, родители невротизируют, как детей, так и самих себя[9].

Данный вид воспитания может, как сформировать пассивность в поведении ребёнка, так и агрессивное, своевольное, непослушное поведение в попытках вырваться из под родительской опеки.

Подавляя инициативу ребёнка, его самостоятельность в психическом, физическом и социальном развитии, родители тем самым тормозят формирование у ребёнка различных навыков и умений, трудолюбия, развития настойчивости в достижении цели.

Всё это формирует у ребёнка тревожность, беспомощность, инфантильность, запаздывание социальной зрелости. Вырастая беспомощным, неуверенным в себе, полный тревоги и нервозов, со сложностями в адаптации, ребёнок может начать формировать у себя умения хитрить, скрывать, лгать, используя ложь, как инструмент самообороны от постоянного внедрения взрослых в его жизнь, внешне проявляя покладистость и удобность для взрослых и других людей[3].

Список литературы

Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М. : Норма, 2003, с. 143.

Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. - М. : Просвещение, 2019, с. 136.

Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М. : ВЛАДОС, 2007, с. 201.

Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М. : Просвещение, 1991, с. 56.

Гарбузов В. И. От младенца до подростка - М. : Проспект, 2006, с. 181.

Дружинин В. И. Психология семьи. - М. : ВЛАДОС, 1999, с. 201.

Жамалетдинова Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка. - М. : Просвещение, 2017, с. 148.

Ковалёв А. Г. Психология семейного воспитания - М. : Проспект, 2006, с. 194.

Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М. : Просвещение, 1985. с. 176.

Куковякин Г. В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008, 256 с.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. : ЭКСМО, 2006. с. 177.

Мазурова, О. А. Отношения родитель-ребенок как фактор формирования личности ребенка. – М. : РОССПЭН, 2011, с. 179.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. : Просвещение, 1995. с. 254.

Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М. : Институт Психотерапии, 2003, с. 319.

Рахимов А. З. Психология семьи. - Уфа, 1999, с. 133.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.

Чернышевская Е. Л. Взаимоотношения детей и родителей: психологический аспект. М. : Издательство УРСС, 2002, с. 148.

Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - М. : Феникс, 2004, с 148.

Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М. : Тривола, 1994, с. 168.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. с. 554.

Публикации по теме:

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребёнка и стиля родительских отношений
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 17:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребёнка и стиля родительских отношений» (включая файлы) размещена пользователем Х Т (УИ 3457186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД