Екатерина Николаевна Кокорева
Особенности взаимодействия и разнообразие форм по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования, определяет основные принципы и цели дошкольного образования, направленные на гармоничное физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей. Она нацелена не только на подготовку детей к школе, но и на формирование гармоничных личностей, способных успешно функционировать в обществе. В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Публикация «Особенности взаимодействия и разнообразие форм по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада» размещена в разделах
Первым и, возможно, самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система. Она подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания.
Необходимо грамотное планирование работы, учитывая возрастные особенности детей.
Вторым ключевым аспектом является грамотное планирование образовательной работы, учитывая возрастные особенности детей. ФОП ДО предусматривает специфические цели и задачи для различных возрастных групп дошкольников. Это означает, что образовательные методы и подходы должны быть адаптированы к конкретным потребностям детей в зависимости от их возраста и уровня развития. Дети на разных этапах своего развития нуждаются в разной поддержке и воспитании. Педагоги и специалисты должны знать, какие задачи стоят перед детьми определенного возраста, и вместе с родителями разрабатывать подходящие стратегии.
Использование активных форм работы, включая родителей в процесс.
Третьим секретом успешной работы является использование активных форм взаимодействия, включающих родителей в образовательный процесс. Это может включать в себя организацию родительских мастер-классов, семинаров, педагогических совещаний и других мероприятий, на которых родители могут учиться, обсуждать вопросы воспитания и развития детей, а также активно участвовать в жизни дошкольного учреждения.
Четвертым секретом успешной работы с родителями – это проявление психологической грамотности и умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В процессе взаимодействия могут возникать разногласия и непонимание. Педагоги и специалисты должны быть готовы к адекватной реакции, проявлять эмпатию и умение слушать родителей, а также уметь находить конструктивные решения для разрешения конфликтов.
Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является : сделать их активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы запланирована по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое.
2. Наглядно-информационное.
3. Познавательное направление.
4. Досуговое направление.
1. Информационно – аналитическое направление
С целью изучения контингента семей, установления контакта с её членами свою работу начали с анкетирования и тестирования. На основе собранных данных, проанализировали специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. В социальной сети была создана группа, в результате чего родители получили возможность общаться друг с другом, с воспитателями, задавать вопросы, давать советы, делиться опытом, получать информацию.
2. Направление – наглядно-информационное Оно даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и об ответственности.
Форма работы через родительский уголок, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность (рисунки, поделки, консультации, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что они дополняют живое общение с педагогами на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
3. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок с участием специалистов ДОУ. Часто используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, презентации проектов. Именно поэтому процент посещения таких собраний достаточно высок.
4. Досуговое направление – это направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно позволяет устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение традиционных совместных праздников и досугов. На этих мероприятиях родители были активными участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играли, пели песни, читали стихи, отгадывали загадки совместно или соревнуясь с детьми.
Используя эти секреты и практики, образовательные учреждения могут укрепить связь с семьями и сделать образование более эффективным для детей.
Взаимодействие с родителями в рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение наилучших результатов для детей. Понимание особенностей семей, грамотное планирование, активное вовлечение родителей и умение управлять конфликтами позволяют создать партнерские отношения, способствующие всестороннему развитию детей и их успешному старту в школе и жизни в целом.