Виолетта Вожжова
Особенности внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание- это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.
Выделяют три основных вида внимания : непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников.
В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.
Публикация «Особенности внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С возрастом, в процессе игры, обучения общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то,что хочется, а то что необходимо.
В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которое обычно снимает волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания- послепроизвольного.
Наблюдая за поведением ребёнка во время занятий в детском саду, за поведением, можно узнать, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности ребёнка. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания : объёма, устойчивости, распределения, переключения.
По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём со знании в короткий промежуток времени, судят об объёме внимания.
Устойчивость внимания- это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойствам является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания- это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и тоже время.
Переключение внимания-это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является не произвольным.
Учёные -психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того,чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Если ребёнка 4-5 летнего возраста просить постоянно просить называть то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребёнок будет в состоянии произвольно и в течении длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Объём внимания детей дошкольного возраста не велик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд.
Устойчивое внимание зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Причём, как отмечает Немок Р. С. ,разница в устойчивости внимания может достичь 1,5-2 раза.
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
" Найди одинаковые предметы",
На картинке надо найти 2-3 одинаковых предмета.
" Найди игрушку"
Взрослый описывает игрушку, которая находится в комнате.
" Что это?"
Взрослый размещает картинки между предметом, ребёнок определяет его местонахождение (впереди, сзади, справа, слева)
" Что появилось?"
Надо внимательно посмотреть на один и другой предмет и ответить, что появилось у куклы?
" Что потерялось?"
Тоже самое,на вопрос Что потерялось?