Ахмерова Юлия Дамировна
Особенности театра теней и его значение для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театр - одно из любимых зрелищ детей дошкольного возраста и важнейшее средство их всестороннего развития. Он привлекает своей необычностью, динамикой, выразительностью доставляет большое удовольствие и много радости. Театр помогает научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать и при этом приобрести жизненный опыт. Благодаря театру ребенок познает мир в первую очередь сердцем. Здесь он учится выражать свое собственное отношение к добру и злу, преодолевать робость, неуверенность, застенчивость, также развивается общечеловеческая универсальная способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты [1; 14; 15; 17].
Театр теней является одним из видов театра кукол. Одним из первых популярных пособий, посвященных использованию разных видов кукольного театра в работе с дошкольниками, является пособие для воспитателей «Кукольный театр - дошкольникам», авторами которого являются Т. Н. и Ю. Г. Караманенко [11]. Г. Генов [9] в своей работе «Театр для малышей» расширяет арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста и уделяет большое внимание повышению активности самих детей в театрализованной деятельности.
На сегодняшний день существует немало парциальных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности: программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой, «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной, «Росинка» Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет и др. Все перечисленные программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов и т. д. посредством театрализованной деятельности. А также разработаны программы повышения квалификации педагогов, включающие рекомендации по использованию в образовательном процессе с дошкольниками арт-технологий, технологий театрализованной деятельности и т. п. [3; 5]. Однако в пособиях и программах неоправданно мало внимания уделено такому виду театрального искусства, как театр теней.
Анализ психолого-педагогической [6; 8; 18] и методической литературы, изучение передового педагогического опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по использованию театрализованной деятельности в образовательном процессе детского сада. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных ученых (А. Бурениной, Н. Карпинской, И. Лыковой, Л. Фурминой, педагогов и методистов (О. Акуловой [1], Е. Антипиной [2], Л. Бочкаревой, Л. Ворошниной, И. Медведевой, А. Николаичевой, И. Реутской, М. Родиной, Р. Сигуткиной, Т. Шишовой и др.).
Одним из наиболее привлекательных и незаслуженно забытых в современном образовании является театр теней.
В театре теней происходит непосредственный синтез разных видов искусства (драматургии, музыки, литературы, живописи, танца). Основой театра теней, как и любого другого вида театра, является драматургия. Искусство театра теней также является коллективным. Это обусловлено его синтетическим характером: в теневом спектакле объединяются творческие усилия драматурга (писателя, поэта, режиссера, художника, композитора, актера (исполнителя). Образное содержание литературного произведения раскрывается через воплощение замысла режиссера, композитора, художника в процессе игры актера, а использование художественно-образных возможностей, заложенных в пьесе, - в музыке, написанной для спектакля, в декорационном оформлении, созданном художником [16].
Каждый вид искусства использует в театре теней свои, специфичные для данного вида искусства, средства выразительности. В то же время важно заметить, что разные виды искусства используют одни и те же выразительные средства. Например, такое средство выразительности, как ритм, присуще музыке, изобразительному искусству и литературе, а динамика развития есть и в музыке, и в танце, и в живописи, и в литературе, и в драматическом искусстве. Таким образом, все виды искусства тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.
Отличительной чертой театра теней является условность изобразительных средств. Выразительные свойства театра теней достаточно скупы и обусловлены магическим свойством тени превращать любую вещь в художественный образ. Теневая фигура - это визуальный образ. Она может трансформироваться, причудливо изменяться на экране на глазах у зрителей. Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают опосредованно, сквозь полотно экрана, они видят размытую тень от цветных фигур, или черный силуэт. Таким образом, на экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность дофантазировать, домыслить увиденное (Л. Башинская, 2012).
Современные исследователи Г. Генов [9], Т. Доронова [10], И. Лыкова [13], М. Родина и др. в своих образовательных программах и учебно-методических пособиях обращаются к театру теней и выявляют его педагогический потенциал. На основе анализа результатов исследований и своего опытно-экспериментального исследования раскроем основные векторы влияния театра теней на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Если следовать логике полихудожественного подхода, концептуально предложенного и разработанного известным российским исследователем Б. П. Юсовым, то в творческом развитии детей дошкольного возраста следует использовать разнообразные виды художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, театрализованной, игровой). Все эти виды художественно-творческой деятельности, на наш взгляд, гармонично и полно сочетаются в искусстве театра теней.
Ребенок-дошкольник воспринимает мир синкретично, целостно. Синкретизм детского восприятия проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления даже без достаточного внутреннего основания. В рамках теории синкретизма раннего детского художественного развития (А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский) предполагается, что все виды искусства в детском опыте сначала неразделимы. Лишь впоследствии, при организации предметного обучения, каждый из них приобретает собственную специфику, поскольку интеграция и дифференциация диалектически связаны. Это подтверждает тезис о близости театра теней мировосприятию детей дошкольного возраста и позволяет обосновать его значение для общего развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Тесное взаимодействие различных видов искусства способствует более глубокому познанию дошкольником искусства театра теней. В свою очередь, полихудожественный подход театра теней, ориентированный на разнообразные виды искусства, содействует наиболее полноценному и гармоничному развитию ребенка-дошкольника.
В театре теней дети видят силуэты знакомых персонажей, которые оживают, двигаются, говорят. Таинственность и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее. Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Вызвать эстетическое отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоциональное переживание спектакля. Однако дошкольникам интересен не только просмотр спектакля. Они готовы принимать активное участие в своих собственных представлениях: становятся не только зрителями, но и творцами, создавая представления (играют роли, мастерят декорации и кукол).
Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие воспитатели и педагоги дополнительного образования прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Однако использование элементов искусства театра теней в образовательном процессе с дошкольниками зачастую является эпизодическим, бессистемным (во время занятий, на праздниках, развлечениях). Это послужило поводом обратить внимание на необходимость разработки методических и практических рекомендаций по приобщению детей дошкольного возраста к искусству театра теней.
Использование театра теней позволяет педагогам детских садов решить многие образовательные задачи. Являясь разновидностью театрального искусства, театр теней носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера (в том числе действие с актерами-куклами, силуэтами и т. п., изобразительное пространство сцены и музыка. Детский театр теней позволяет педагогу, воспитателю решать задачи не только речевого, интеллектуального и художественно-эстетического, но также физического и психического развития дошкольников, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе восприятия, участия в подготовке и постановке теневого спектакля ребенок узнает об окружающем мире, социальных нормах, законах, человеческих отношениях, учится вести себя в обществе.
Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остается в памяти каждого ребенка. Участие в постановках теневых спектаклей благоприятно влияет на эмоциональную сферу детей, обогащая ее, а также учит их понимать свои чувства и чувства окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Театр теней - это, прежде всего, радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от творческой игры. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения выражать свои мысли, чувства, отношения. Театр теней помогает ребенку научиться адекватно реагировать на происходящее вокруг, содействует формированию эмоционального контроля и таких социальных качеств, как сочувствие, сопереживание и т. п. В процессе приобщения к искусству театра теней происходит развитие различных анализаторов (зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического, совершенствуется координация, переключае-мость, целенаправленность движений и многое другое, что позволяет говорить о формировании предпосылок универсальных учебных действий.
Совместная подготовка спектакля (изготовление фигурок отдельных персонажей и декораций) в полной мере содействует развитию не только творческих способностей каждого ребенка, но и речевого общения со сверстниками. Групповые постановки помогают многим детям избавиться от речевых и поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе, ведь в одиночку спектакля не сыграешь.
Возможности использования театра теней в педагогическом процессе мы находим и в обогащении развивающей предметно-пространственной среды детского сада, которая, согласно ФГОС ДО, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Театр теней в полной мере отвечает этим критериям. Мы считаем, что работа с дошкольниками становится более продуктивной, если использовать все положительные качества театра теней и задействовать этот потенциал в развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада, включающая элементы театра теней, доступна и комфортна для освоения детьми на всех уровнях - восприятие, исполнительство, творчество. Такая среда обеспечивает каждому ребенку свободное и активное развитие с учетом его индивидуальных особенностей. Использование элементов театра теней в детском саду позволяет педагогам обеспечить психологический комфорт, создать возможности для реализации права ребенка на свободный выбор деятельности. Участие в просмотрах, подготовке и постановке теневых спектаклей доставляет детям огромное удовольствие и радость.
Систематическое использование искусства театра теней в образовательном процессе детского сада позволяет увидеть достаточно высокие результаты развития ребенка (познавательного, эмоционального, социально-личностного, художественно-эстетического). Необходимым условием при этом является включение дошкольника в активные формы деятельности и становление его субъектной позиции. Восприятие спектакля, участие в его подготовке и постановке - это деятельность, в которой осуществляются мечты, проигрываются желания, раскрываются способности, корректируется поведение, появляются свои цели.
Занятия в театре теней, прежде всего, способствуют развитию творческих способностей ребенка-дошкольника. Вместе с тем они оказывают влияние на развитие познавательной активности, формирование нравственного поведения дошкольника, способствуют пониманию им смыслов и ценностей человеческих отношений.
Таким образом, театр теней следует рассматривать как синтетический вид искусства, имеющий многовековые традиции, доступный детям дошкольного возраста и обладающий высоким педагогическим потенциалом. Сущность и специфика этого потенциала составляют предмет нашего опытно-экспериментального исследования.
Используемая литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Сфера, 2009. - 128с.
3. Бартковский А. И., Лыкова И. А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и мье. - М. : Цветной мир, 2014. - 144 с.
4. Башинская Л. А. Театр теней в России: заимствования и интерпретации: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. - Саранск, 2012.
5. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. / В. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2002.
6. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд., перераб. / В. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2011 - 244 с.
7. Выготский, Л. Психология искусства. - М. : Педагогика, 1987. - 256 с.
8. Выготский Л. С Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Педагогика, 1991. - 93 с.
9. Генов Г. В. Театр для малышей. - М. : Просвещение, 1968. - 160 с.
10. Доронова Т. Н. Театрализованая деятельность как средство развития детей 4-6 лет. - М. : Обруч, 2014. - 159 с.
11. Караманенко Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М. : Просвещение, 1982. - 191 с.
12. Лыкова И. А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье: Учебно-методическое пособие. - М. : Цветной мир, 2012. - 144 с.
13. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Теневой театр вчера и сегодня: Учебно-методическое пособие. - М. : Цветной мир, 2012 - 94 с.
15. Театрализованная игра / [Электронный ресурс] -http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bd68a5d43b89421316d36_0.html
16. Федотов А. Я. Ожившие силуэты (Театр теней). - М. : Молодая гвардия, 1961. - 96 с., с ил.
17. Хисамутдтнова Л. Х. Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.