Татьянина Наталья
Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда ориентирована на «зону ближайшего развития»
- содержит предметы и материалы, известные детям,
- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,
- совсем незнакомые предметы и материалы.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ.
Публикация «Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка
Внутреннее убранство помещений детского сада подобно большому зеркалу. Оно отражает характер, стремления, интересы и даже маленькие слабости владельцев – педагогов и детей.
Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых отдельных объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
В основе создания интерьера современного детского сада – целесообразность и красота, баланс инициатив взрослых и детей.
Цвета от фиолетово-красного до желтого известны как теплые или приближающие. Окрашенные ими поверхности стен и потолков кажутся более близкими, чем на самом деле.
Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. Форма занавесей, мебели и крупного игрового оборудования призвана обеспечить потребности детей в удобстве и естественности пользования, в развитии воображения и реализации игровых замыслов. Элементы декора – панно, картины и прочее можно назвать взрослой частью дизайна.
Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности.
Цветовая гамма: белый потолок, светло-желтый тон групповой комнаты, окрашенной вододисперсионной интерьерной краской.
Цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, постеры в рамах.
Светлые пол и стены создают впечатление простора. Ковровые покрытия, мебельный кант, выдержаны в единой цветовой гамме. Открытые полки-стеллажи выполняют роль разделителей пространства. Благодаря им групповое помещение делится на центры. Использование мобильных элементов обстановки на роликах (тумбы, столы, подиумы, которые легко можно перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.
Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:
Учебный центр. Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью, во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и. в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы легкие, подвижные.
Центр материалов. Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки.
Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис
Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол.
Центр искусства. столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом. Рядом место для выставки «Наше творчество», где на натянутых декоративных шнурах, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы. На полочке шкафа-полке, располагаются работы детей по лепке.
Рядом расположена картинная галерея: выставка репродукций картин русских художников И. И. Шишкина, Левитана, Поленова.
Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ, доска для рисования мелом, маленькие доски для рисования.
Центр природы и экспериментальной деятельности. На стеллаже располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре (кашпо одного цвета). На полочках хранится инвентарь для ухода за растениями, рыбками. В центре природы расположить аквариум на уровне глаз детей. На стене находится календарь природы.
Физкультурно-оздоровительный центр. расположен в нише одной из стен комнаты и вешалками-крючками для спортивного оборудования: мячи разных размеров, мячики массажные. Обручи, гимнастические палки, кольцебросы, кегли, мишени, детская баскетбольная корзина, массажные и ребристые коврики, тренажеры (постоянно меняющиеся, скакалки, нетрадиционное оборудование, и т. д.
Центр театрализованной деятельности. Большая и маленькая ширмы. Стойка-вешалка для костюмов. Шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки.
Диски и аудиокассеты для сопровождения театрализованных игр, грим, зеркало, парики.
Центр математического развития. Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, детский компьютер расположены на полке-тумбе, мольберт. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги и мольберт, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.
Уголок уединения. Он должен быть немного удален ото всех центров. Дуга в виде полукруга должна крепится к стене. Уголок уединения должен закрываться полупрозрачными шторами. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть.
Центр книги. Книжный шкаф, в котором размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг. Стол со стульчиками для рассматривания книг.
Музыкальный центр. В шкафу на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски и аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей по программе, голосов природы.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Пространство группового помещения должно быть полифункционально.
8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
10. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.