Лучший педагог года

Особенности социо-эмоционального развития и психических процессов у мальчиков и девочек

Мария Сергеевна Русакова
Особенности социо-эмоционального развития и психических процессов у мальчиков и девочек

В большинстве культур одной из самых очевидных истин является существование в обществе мужского и женского начал. Отношения к ним менялось в зависимости от этапа развития общества и тех ценностей, которые в нем преобладали. Так в Древней Индии женское начало рассматривалось как источник мироздания и обожествлялось. А вот в языческой Руси женщина, наоборот, ассоциировалась с чем-то темным и мрачным.

Публикация «Особенности социо-эмоционального развития и психических процессов у мальчиков и девочек» размещена в разделах

Разделение общества на мужскую и женскую половину можно проследить еще на заре становления человека. В первобытном племени у женщин и у мужчин существовали совершенно разные обязанности. Мужчины занимались охотой, часто опасной для жизни, а женщины собирательством и хозяйством, что также было немаловажным занятием, хотя и не играло центральной роли в жизни племени. Это неравенство было порождено различием в физической силе, так как именно она позволяла первобытному человеку обеспечить свое существование, и носило объективный характер.

Однако временя менялись и примат физической силы становился все более значимым. Для успеха в жизни уже не требовалось бегать и прыгать. Становилось важным мастерство, умение выполнять некую работу. Но положение женщин долго оставалось прежним: они не могли претендовать на то, чтобы занимать ту же позицию, что и мужчины. Объяснение этому давалось простое: женщины менее талантливы и способны, им не следует участвовать в общественной жизни, а значит, и развивать требуемые для этого навыки.

В наше время представление о женщине существенно изменилось, ведь теперь она играет совершенно другую роль в обществе и может выступать в нем наравне с мужчиной. А это значит, что и девочка может развиваться так же, как и мальчик.

Но несмотря на идею равенства полов, во многих цивилизованных странах до сих пор существует практика раздельного обучения мальчиков и девочек. Тем не менее в современном обществе ее обоснование уже иное: признавая равенство полов как таковых, сторонники данного подхода уверены, что мальчики и девочки все же отличаются друг от друга по стратегиям усвоения информации и видам научной и художественной деятельности. Иными словами, раздельное обучение позволит детям более полно реализовать свой творческий потенциал.

Таким образом, перед нами встает весьма важный вопрос: существуют ли различия между мальчиками и девочками? И если эти различия все же есть, то значимы ли они? Откуда они берутся и можно ли их преодолеть отдельному ребенку? Для ответа на эти вопросы необходимо проследить развитие мальчиков и девочек с того самого момента, когда в утробе матери только-только образуется человеческий эмбрион.

Известно, что у человека существует два типа половых хромосом: X и Y. Сочетание хромосом XX характерно для женщин, а XY – для мужчин. При этом сторонники теории эволюции отмечают, что мутации в Y-хромосоме встречаются намного чаще, чем в Х-хромосоме. Иными словами, природа, по сути, экспериментирует на мальчиках, поэтому из них вырастает как больше гениев, так и больше людей с отклонениями. Генетическая же информация в хромосомах девочек представляют собой усредненный стабильный вариант, подразумевающий меньшую вероятность возникновения и гениальности, и патологии, что однако не предполагает их полного отсутствия.

Помимо этого, мальчики по сравнению с девочками рождаются с большей длинной и массой тела, а значит, чаще получают травмы при родах. Неудивительно, что среди мальчиков в итоге больше детей с дислексией, СДВГ и иными нейропсихологическими расстройствами. Кроме этого, во взрослом возрасте такое заболевание, как шизофрения у мужчин встречается чаще, чем у женщин.

Помимо изначальной биологической уязвимости мальчиков, их развитие отличается от развития девочек еще и более низким своим темпом. Поэтому мальчики отстают от девочек по уровню овладения речью, в том числе скорости освоения сложных структур языка, уровню развития крупной и мелкой моторики, координированности в целом, внимания, усидчивости и т. д. В подростковом возрасте пубертат также начинается раньше у девочек, и разница между временем созревания мальчиков и девочек измеряется периодом от года до двух. Однако после юношеского возраста разница в темпах развития исчезает.

Кроме биологических факторов, следует выделить еще и социальные причины, влияющие на развитие мальчиков и девочек. Воспитание детей традиционно осуществляется на основе тех социальных представлений об особенностях поведения мужчин и женщин, которые на данный момент господствуют в обществе. Именно поэтому ребенку вне зависимости от его индивидуальных особенностей, скорее всего, будет приписываться совершенно определенный образец поведения, под воздействием которого дети будут менять рисунок своих действий. Например, более вероятно, что девочке запретят быть агрессивной, в то время как по отношению к мальчику этот запрет либо будет более мягок, либо будет отсутствовать в целом.

Совокупность этих биологических и социальных причин действительно в итоге приводит к тому, что девочки и мальчики отличаются друг от друга по целому ряду социо-эмоциональных и когнитивных параметров.

Так, установлено, что с точки зрения интеллектуального развития мальчики превосходят девочек в уровне развития математических и пространственных способностей, но уступают им в способностях к иностранным языкам. С одной стороны, причиной этого могут быть врожденная специфичность доминирования разных полушарий у детей разного пола. С другой стороны, сами родители и воспитатели могут больше времени уделять развитию у ребенка именно тех способностей, которые на их взгляд, больше соответствуют деятельности мальчиков и девочек.

Более четко развития между мальчиками и девочками проявляются в социо-эмоциональной сфере. Например, девочки легче адаптируются к различным жизненным ситуациям. Это неудивительно, ведь от девочек чаще требуют проявления уступчивости, мягкости, послушания, в результате чего они больше ориентируются на окружающие условия и учатся принимать их в расчет. Аналогичным образом девочки по сравнению с мальчиками более чувствительны к своей внешности, ведь от девочек ожидают, что они буду красивыми и нарядными или хотя бы опрятными.

При этом девочки по сравнению с мальчиками более чувствительны к критике. Однако и само содержание критики, адресуемой мальчикам и девочкам, обычно различно. Так, мальчиков часто ругают за неаккуратность, неопрятность и непослушание, что не затрагивает их интеллектуальных способностей. Девочки же часто не имеют особых проблем с поведением, что позволят взрослым обращать все свое внимание именно на качество выполнения девочками различных заданий. Но задания невозможно всегда выполнять без ошибок, поэтому девочки часто слышат замечания относительно своих способностей – о том, что они не смогли что-то сделать. Хвалят же их за аккуратность, то есть не подчеркивают их интеллектуальные достижения. В итоге для девочек критика становится отражением их некомпетентности, а для мальчиков, скорее, средством внешнего контроля. Так что неудивительно, что девочки реагируют на нее более остро.

Дружба среди детей разного пола также протекает по-разному. Девочки дружат парами, что позволяет им устанавливать друг с другом тесные межличностные эмоциональные отношения. Мальчики же предпочитают дружить «стайками», что делает их игры более динамичными, но менее доверительными. Это не означает, что девочки не могут играть в группах сверстниц. Однако в таких случаях в их игре все же выстраиваются некие предпочитаемые взаимоотношения. Так, в группе девочек при игре в дочки-матери «мама» скорее предложит роль дочки своей подружке, а не иной девочке.

Кроме этого, девочкам по сравнению с мальчиками легче пожалеть обиженного, но сложнее радоваться успеху другого. У мальчиков же все наоборот : они не склонны к сочувствию, но победу друга воспринимают как свою собственную.

Интересно также отметить, что дети склонны уделять внимание именно деталям, связанным с их полом. Если попросить детей запомнить изображение мальчиков и девочек и попросить потом его описать, то детали героя своего пола запоминаются лучше. Это связано с тем, что, во-первых, ребенок более информирован об атрибутах своего пола и их значимости, а во-вторых, социализируясь, ребенок уделяет больше внимания именно своим образцам поведения, что и приводит к лучшей их усвояемости.

Еще один интересный факт отражает влияние на детей представлений о гендерном (поло-ролевом) поведении на детей. Если прочитать детям рассказ, в котором нарушаются гендерные стереотипы, например девочка рубит дерево, и попросить его пересказать, то при пересказе дети обычно устраняют это противоречие и меняют пол героя так, чтобы он соответствовал деятельности.

Все это говорит о том, что даже для маленьких детей важно соответствовать своему полу. Именно поэтому они должны получать правильные и четкие образцы гендерного поведения. Однако в этом случае необходимо учесть два важных момента.

Во-первых, для успешной социализации ребенка недостаточно того, чтобы он получил знания только о своем поле. Дети должны с интересом и уважением относится к детям противоположного пола и достаточно хорошо представлять себе их интересы и особенности. Без этого невозможно успешное общение между мальчиками и девочками.

Во-вторых, представления о типичной девочке и типичном мальчике весьма условны и отражают те эффекты, которые в среднем характеризуют большую часть детей. При этом каждый отдельный ребенок может иметь свои собственные, отличные склонности. Например, девочка может демонстрировать интерес к математике, а мальчик обладать очень хорошими коммуникативными навыками. Современное общество может предоставить все условия для реализации и девочек, и мальчиков вне зависимости от совокупности их способностей. И именно поэтому несмотря на статистические различия между полами, в каждом конкретном случае ребенок может и должен развиваться именно в соответствии со своими индивидуальными интересами.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности социо-эмоционального развития и психических процессов у мальчиков и девочек
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 00:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности социо-эмоционального развития и психических процессов у мальчиков и девочек» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сергеевна Русакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД